Образовательный процесс

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особенности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования в 2020/2021 учебном году обусловлены:

обеспечением равных условий для получения общего среднего образования во всех видах учреждений общего среднего образования;

началом перехода на обновленное содержание образовательной программы среднего образования;

актуальностью организации образовательного процесса на основе и в сочетании системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов.

В 2020/2021 учебном году обновленное содержание учебных предметов изучают учащиеся X класса. Учебные программы по учебным предметам утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.06.2020 № 140.

При реализации образовательной программы базового образования изучение на повышенном уровне учебного предмета «Иностранный язык» начинается с V класса, иных учебных предметов – с VIII класса.

Дополнительно выделяемые учебные часы в неделю для изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIII и IX классах используются на организацию и стимулирование учебной деятельности учащихся по овладению системными знаниями, умениями оперировать ими при выполнении учебных и приближенных к реальным условиям заданиям. Рекомендации по организации изучения на повышенном уровне учебных предметов в VIII и IX классах размещены на национальном образовательном порталеhttps://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Учебные предметы. V–XI классы /.

В целях сохранения здоровья учащихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года,  необходимой двигательной активности образовательный процесс при реализации образовательных программ организуется в соответствиис требованиями Специфических санитарно-эпидемиологических требований, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525; Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (ред. от 03.05.2018).

Формирование опыта деятельности учащихся на основе приобретаемых знаний для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности человека, общения и социальных отношений является актуальным аспектом образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования.

Результаты участия 15-летних учащихся Республики Беларусь в международном сравнительном исследовании PISA-2018 по трем направлениям (читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность) указывают, в частности, на то, что:

опыт их работы с текстами в наибольшей степени связан с художественной литературой и в значительно меньшей степени – с несплошными текстами (текстами, содержащими диаграммы, карты, таблицы или графики), а также с текстами со ссылками на интернет-страницы (при этом именно опыт работы с несплошными текстами позволил учащимся получить наиболее высокие результаты);

анализ данных, которые необходимо получить из таблиц и диаграмм, решение задач, условие которых дополнено иллюстрацией, вызывали затруднения при выполнении заданий с математическим содержанием;

комбинированные задания, которые включают симуляцию, выбор, анализ графика, установление последовательности и соответствия, а также текст в различных комбинациях, вызывали наибольшие затруднения при выполнении заданий с естественнонаучным содержанием.

Поддержанию мотивации на высоком уровне, формированию метапредметных умений и навыков, реализации межпредметных связей способствуют использование воспитательного потенциала содержания учебных и факультативных занятий, разнообразные формы активной деятельности учащихся (фронтальная, индивидуальная, групповая), способы организации учебно-познавательной деятельности.

Для I-IX классов по всем учебным предметам издана серия пособий «Компетентностный подход». Дидактические материалы носят практико-ориентированный характер, предназначены для формирования предметных компетенций и ориентированы на усвоение учащимися учебного материала при осуществлении различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, поисковой, творческой и др. Это соответствует современным образовательным тенденциям и, в частности, походам, которые реализуются в заданиях международного исследования качества образования PISA. Учитель с учетом особенностей конкретного класса и решаемых образовательных задач определяет способы использования указанных материалов. Диагностические материалы могут использоваться для проверки и оценки образовательных результатов при осуществлении поурочного или тематического контроля в процессе фронтальной, индивидуальной или групповой работы. Использование указанных материалов позволит методически грамотно организовать работу по достижению образовательных результатов, предусмотренных учебной программой, в контексте компетентностного подхода.

Обращаем внимание, что материалы серии «Компетентностный подход» отражают особенности заданий по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности, представленных в международном исследовании качества образования PISA. Это позволяет использовать их в образовательном процессе как аналог заданий исследования PISA для знакомства учащихся с формулировками вопросов, особенностями интерпретации изучаемого материала, требованиями к результатам выполнения заданий.

К новому учебному году:

утверждены типовые учебные планы общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83);

определена продолжительность четвертей и каникул в 2020/2021 учебном году (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 12.02.2020 № 02-01-19/1432/дс «О завершении 2019/2020 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования»);

определен перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов при проведении в 2020/2021 учебном году итоговой аттестации учащихся (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135);

разработаны рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами по учебным предметам для X класса.

 

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (ред. от 26.12.2018);

Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125;

Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (ред. от 02.12.2019) (далее – Положение об учреждении общего среднего образования);

Специфические санитарно-эпидемиологические требования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования);

Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред. от 03.05.2018) (далее – Санитарные нормы и правила);

Перечень мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 (в ред. от 16.10.2018);

Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусьот 26.03.2008 № 26;

Перечень документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности Министерства образования Республики Беларусь, структурных подразделений областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования и по делам молодежи, государственных организаций, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, с указанием сроков хранения, установленный  в  приложении  к  постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2012 № 52 (ред. от 04.05.2019);

Перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, установленный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164;

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 29.09.2010);

Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (ред. от 28.01.2019) (далее – Правила проведения аттестации);

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 18.06.2020 № 135;

Инструкция о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 (ред. от 08.06.2017);

Инструкция о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70 (ред. от 22.07.2013);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусьот 31.03.2014 № 15/27/23.

Комплексную информационную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает национальный образовательный портал (http://adu.by).

В помощь педагогическим работникам рекомендуются следующие разделы портала:

«Нормативные правовые документы» (в разделе представлены нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь): https://adu.by/ Педагогам / Нормативные правовые документы;

«Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год» (в разделе представлены типовые учебные планы общего среднего образования на 2020/2021 учебный год; учебные программы по учебным предметам; учебные программы факультативных занятий; инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусьнормы оценки результатов учебной деятельности учащихся; перечни учебных изданий для учителей и учащихся; календарно-тематическое планирование; методические рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с обновленными учебными программами и др.): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный годРаздел структурирован по названиям учебных предметов;

«Профильное обучение» (в разделе представлены актуальные материалы по вопросам организации допрофильной подготовки и профильного обучения)https://adu.by/ Главная / Профильное обучение;

«Мероприятия» (в разделе представлена актуальная информация о мероприятиях, в которых могут принять участие педагоги, руководители учреждений образования, специалисты региональных органов управления образованием, учащиеся): https://adu.by/ Педагогам / Мероприятия (семинары, конференции, конкурсы и др.);

«Педагогическая мастерская» (в разделе представлены статьи, сценарии мероприятий, конспекты уроков, видеоуроки учителей по разным учебным предметам и другие материалы, направленные на совершенствование профессионального мастерства педагогических работников): https://adu.by/ Педагогам / Педмастерская;

«Электронное обучение» (в разделе представлены электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) для дошкольного, общего среднего, специального образования: http://e-vedy.adu.by;

«Дистанционный всеобуч для учителя»: http://e-asveta.adu.by; интернет-ресурс по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов по учебным предметам: http://olimp.adu.by;

«Электронная библиотека» (в разделе представлены электронные версии учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования, электронные средства обучения, электронные приложения к учебникам)https://adu.by/ Главная / Электронная библиотека.

 «Новые учебные программы» (в разделе представлены обновленные учебные программы для учреждений общего среднего образования): https://adu.by/ Педагогам / Новые учебники. Новые учебные программы / Новые учебные программы;

«Новые учебники: изучаем, обсуждаем» (в разделе размещены новые учебные пособия для учреждений общего среднего образования, разработанные авторскими коллективами – победителями конкурса на создание учебных пособий): https://adu.by/ Педагогам / Новые учебники. Новые учебные программы / Новые учебникиС предложениями и замечаниями по содержанию обновленных учебных программ и новых учебных пособий можно обращаться на инфолинию портала;

«Организация воспитания» (в разделе размещены нормативные правовые акты, инструктивно-методические материалы в сфере воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи, типовые программы дополнительного образования детей и молодежи, статьи по теории и практике воспитания): https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год. / Организация воспитания.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования

Типовые учебные планы для всех видов учреждений общего среднего образования утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.05.2020 № 83 (https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/tipovye-uchebnye-plany/index.php; https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования на 2020/2021 учебный год).

Учебные программы по всем учебным предметам для каждого класса размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы).

Обращаем внимание, что количество учебных часов, отведенное в учебной программе по учебному предмету на изучение содержания соответствующей темы, является примерным и зависит от выбора учителем педагогически обоснованных методов обучения и воспитания. Учитель имеет право перераспределить количество часов на изучение тем в пределах общего количества часов на изучение учебного предмета в конкретном классе.

Особенности организации образовательного процесса при изучении учебных предметов изложены в приложениях 1–22 к данному письму.

Учебные издания

В 2020/2021 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и (или) русским языками обучения и воспитания рекомендованы учебники и учебные пособия, перечень которых размещен на национальном образовательном портале (https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Перечни учебных изданий), а также опубликован в бюллетене Министерства образования Республики Беларусь «Зборнік нарматыўных дакументаў» (2020 г., № 9).

На национальном образовательном портале в разделе «Электронные версии учебников» (http://e-padruchnik.adu.by) размещены электронные версии всех учебных изданий, которые используются в образовательном процессе.

Дополнительные материалы по новым темам, которые разработаны в соответствии с обновленными учебными программами, но не представлены в учебных пособиях по учебным предметам, размещаются на портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год.

Учебно-методические комплексы для факультативных занятий

Для проведения факультативных занятий предлагается использовать учебно-методические комплексы (учебные программы, пособия для учителя и учащихся) (далее – УМК), утвержденные в соответствии с законодательством.

Обращаем внимание, что в образовательном процессе могут использоваться учебные программы факультативных занятий, в том числе раскрывающие исторические, географические, социально-экономические, культурные особенности регионов Республики Беларусь, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2020 году.

Перечень УМК для факультативных занятий, а также учебные программы факультативных занятий, компоненты отдельных УМК размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы).

Контроль результатов учебной деятельности учащихся. Контрольно-измерительные материалы

Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Выбор формы контроля зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, содержания и специфики учебного предмета, количества учебных часов, выделяемых на его изучение, этапа изучения темы и основных требований к результатам учебной деятельности учащихся.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся контрольные работы в письменной форме, их количество на протяжении учебного года по классам I, II и III ступеней общего среднего образования определены Метадычнымі рэкамендацыямі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденными 24.06.2020 заместителем Министра образования Республики Беларусь.

В соответствии со Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями (части первая и вторая пункта 67), Санитарными нормами и правилами (пункт 110):

контрольные работы проводятся в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе;

проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних часах учебных занятий запрещено.

При осуществлении контроля результатов учебной деятельности учащихся в VIII-XI классах учителя могут использовать контрольно-измерительные материалы по соответствующему учебному предмету. Перечень изданных контрольно-измерительных материалов, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным учебным предметам размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образования.

Электронные средства обучения

Национальным институтом образования разработано более 200 электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР). Каждый ЭОР по учебному предмету включает следующие основные блоки:

справочно-информационный (включает электронные энциклопедии, справочники, хрестоматии и иные материалы), который может использоваться при проведении учебных, факультативных занятий, образовательных мероприятий;

контрольно-диагностический, содержащий учебный материал для тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся;

интерактивный, предназначенный для закрепления и отработки усвоенных знаний и умений учащихся по учебному предмету.

Все разработанные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by). Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.

В образовательном процессе могут использоваться ЭОР, отмеченные дипломами I, II, III степени на заключительном этапе ежегодного республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Данные ЭОР размещены на национальном образовательном портале (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/proektyi-pobediteli-koi/).

Информируем, что к 1 сентября 2020 г. электронные приложения к учебным пособиям по иностранным языкам будут доступны по ссылке: http://lingvo.adu.by/Начнет функционировать интернет-ресурс «Профильное обучение» (profil.adu.by), средствами которого будет осуществляться учебно-методическая поддержка изучения содержания учебных предметов на повышенном уровне в X классе (к 1 сентября 2021 г. учебно-методическая поддержка изучения содержания учебных предметов на повышенном уровне будет осуществляться для XI класса).

Учебные издания для учителей и учащихся

В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические пособия для учителей, а также издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для педагогов учреждений общего среднего образованияhttps://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Перечни пособий для учащихся учреждений общего среднего образования учреждений общего среднего образования).

Обращаем особое внимание на то, что рабочие тетради на печатной основе не являются обязательными для использования всеми учащимися, за исключением рабочей тетради по математике для учащихся I класса. Учитель не вправе требовать от учащихся приобретения рабочих тетрадей на печатной основе.

В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах и рекомендуемых для использования в образовательном процессе, размещен на национальном образовательном портале портале (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Учебные предметы I–IV, V–XI классы).

Учитывая большой образовательный потенциал экскурсий, значительное количество разноплановых экскурсионных объектов и туристических маршрутов местного значения, считаем необходимым активизировать использование этой формы работы с учётом принципа территориальной доступности, а также необходимости включения регионального краеведческого компонента в образовательный процесс. С этой целью разработан Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам.

          Обязательным условием является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с достопримечательностями Беларуси. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсионных программ.

Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися, размещен на национальном образовательном портале: https://adu.by / Главная / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Организация воспитания.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ. ВЕДЕНИЕ ПЛАНОВОЙ И УЧЕТНО-ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Должностными обязанностями учителя, определенными в выпуске28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 (ред. от 03.10.2017), предусмотрено осуществление планирования по учебному предмету и ведение плановой и учетно-отчетной документации.

Планирование по учебному предмету включает в себя календарно-тематическое планирование (на учебный год), поурочное планирование (на каждое учебное занятие) и оформляется учителем по своему усмотрению на электронном или бумажном носителе (печатном или рукописном).

Согласно должностным обязанностям учитель разрабатывает календарно-тематическое планирование (далее – КТП) с учетом времени, отведенного в учебной программе на изучение отдельных тем по соответствующему учебному предмету. Данное КТП утверждается руководителем учреждения образования до начала учебного года.

Учитель вправе использовать примерное КТП по учебному предмету, рекомендованное Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее – НИО). Примерное КТП для X класса размещено на национальном образовательном портале. При использовании КТП, рекомендованного НИО, учитель может  вносить в течение учебного года в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, в примерное КТП коррективы в зависимости от уровня результатов учебной деятельности и познавательных возможностей учащихся, иных объективных обстоятельств. В рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в пособие для учителей учреждений общего среднего образования «Примерное календарно-тематическое планирование», учитель фиксирует вносимые изменения, которые согласовывает с руководителем учреждения образования.

Аналогичным образом оформляется КТП при организации изучения на II ступени общего среднего образования учебного предмета на повышенном уровне: при использовании пособия «Примерное календарно-тематическое планирование» в рубрике «Для заметок» или на отдельном листе, который вкладывается в это пособие, учитель фиксирует вносимые дополнения и согласовывает вносимые дополнения с руководителем учреждения образования.

Структурными элементами поурочного планирования могут быть: тема урока, тип урока, организационная форма проведения урока, цели и задачи урока, оборудование, используемое на уроке, описание деятельности учителя и основных видов деятельности учащихся, домашнее задание. При постановке цели учебного занятия следует ориентироваться на задачи изучения учебного предмета и основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, определенные в учебной программе.

При определении домашнего задания в поурочном планировании необходимо учитывать, что основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на учебном занятии. Основная функция домашнего задания (задания для самостоятельной работы) – закрепление изученного учебного материала, его повторение или обобщение. Для домашнего задания может предлагаться только тот материал, который усвоен на учебных занятиях. С целью предупреждения перегрузки учащихся учитель обязан следить за дозировкой домашнего задания, объяснять на учебном занятии содержание, порядок и приемы его выполнения. Задания повышенного уровня сложности могут предлагаться для самостоятельного выполнения учащимся только по их желанию.

Объем домашнего задания по соответствующему учебному предмету должен соответствовать требованиям части первой пункта 31 Санитарных норм и правил с учетом его объема по другим учебным предметам и возможностью выполнения домашнего задания по всем предметамво II классе в течение не более 1,2 часа, III–IV классах – 1,5 часа, V–VI классах – 2 часов, в VII–VIII классах – 2,5 часов, в IX–XI классах – 3 часов.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 3 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании каникулы – это плановые перерывы для отдыха при получении образования в очной форме получения образования, поэтому домашние задания на каникулы не задаются.

Учет изучения содержания учебного предмета, посещения учащимися учебных занятий, результатов их учебной деятельности учитель ведет в классном журнале. Выставляя отметку в классный журнал, учитель обязан выставить ее в дневник учащегося.

Недопустимо требовать от учителя заполнения отчетной аналитической информации об успеваемости учащихся.

Требования к заполнению классного журнала содержатся в указаниях к оформлению и ведению классного журнала.

Обращаем внимание, что при оформлении страниц классного журнала, отведенных для учета изучения содержания факультативных занятий, указывается название учебной программы факультативного занятия (с маленькой буквы, без кавычек), а не учебного предмета. Если в качестве названия учебной программы факультативного занятия используется цитата, то она пишется с большой буквы и заключается в кавычки.

Если на выполнение контрольной работы отводится два учебных часа, то запись в классном журнале необходимо размещать на двух строках с указанием одной даты. Например:

22.11.2017 Контрольная работа «…».

22.11.2017 Контрольная работа «…».

Отметка выставляется в графу на второе учебное занятие.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ТЕАТРАЛЬНОЙ, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

В соответствии со статьей 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании факультативные занятия направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, их интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Факультативные занятия могут быть музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.

Согласно пункту 61 Положения об учреждении общего среднего образования факультативные занятия музыкальной, хореографической, театральной направленности могут проводиться совместно учителем, который реализует содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором).

Для организации факультативных занятий учащиеся, как правило, одного или параллельных классов, объединяются в группу. Наполняемость группы для проведения факультативных занятий регулируется пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования. Учредитель учреждения общего среднего образования, в котором организуются факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, вправе принять решение об организации образовательного процесса индивидуально или в группах с иной наполняемостью в соответствии с пунктом 63 Положения об учреждении общего среднего образования.

Обращаем внимание, что согласно пункту 77 Положения об учреждении общего среднего образования учредитель учреждения общего среднего образования может увеличить общее количество учебных часов, которые финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов.

Составы групп для проведения факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности утверждаются приказом руководителя учреждения общего среднего образования (пункт 65 Положения об учреждении общего среднего образования).

Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с отдельным расписанием, которое утверждается руководителем учреждения общего среднего образования (пункт 67 Положения об учреждении общего среднего образования).

При составлении расписания факультативных занятий, в том числе музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности, необходимо соблюдать требования к перерывам между учебными и факультативными занятиями согласно приложению 12 к специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с частью четвертой пункта 93 специфических санитарно-эпидемиологических требований при организации факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленности в учреждениях общего среднего образования максимальная допустимая недельная учебная нагрузка на одного учащегося в неделю может быть увеличена воII-IV классах в объеме 2 учебных часов, в V-IX классах – в объеме 3 учебных часов.

Факультативные занятия музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности проводятся в соответствии с учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь и размещенными на национальном образовательном портале: https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Допрофессиональная и профессиональная подготовка.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся на факультативных занятиях музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194, в бланк свидетельства об общем базовом образовании (свидетельства об общем базовом образовании с отличием) учащемуся, который за период обучения и воспитания в I-IX классах освоил содержание факультативного занятия соответствующей направленности (музыкальной, театральной, хореографической, художественной), без выставления отметки в баллах производится запись названия учебной программы этого факультативного занятия.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ

Работа с высокомотивированными и одаренными учащимися

В 2020/2021 учебном году традиционно будут проводиться:

республиканская олимпиада по учебным предметам;

республиканский конкурс работ исследовательского характера (конференция) учащихся по учебным предметам;

республиканские турниры юных математиков и юных физиков;

олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;

республиканские дистанционные мероприятия по сопровождению интернет-олимпиад, турниров и конкурсов (http://olimp.adu.by) и др.

Трудовая практика

В соответствии с пунктом 76 Положения об учреждении общего среднего образования по завершении учебного года с учащимисяV-VIII классов учреждений общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки (хозяйства), на протяжении 5 дней по 3 учебных часа в день проводится трудовая практика (всего 15 учебных часов на класс).

Сроки, порядок организации практики исходя из местных условий определяет руководитель учреждения общего среднего образования.

Трудовая практика может проводиться также в лагерях труда и отдыха, а также в порядке индивидуального трудоустройства учащихся.

Общественно полезный труд

С целью формирования у учащихся осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и природе в учреждениях общего среднего образования, расположенных как в городской, так и в сельской местности, может быть организован общественно полезный труд из расчета 1 учебный час в неделю в ІІІ-VІІІ классах и 2 учебных часа в неделю – в ІХ-ХІ классах (пункт 77 Положения об учреждении общего среднего образования).

Организация общественно полезного труда регулируются положениями пункта 71 специфических санитарно-эпидемиологических требований и приложения 13 к указанным требованиям.

ДОПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Допрофильная подготовка и профориентационная работа являются обязательным подготовительным этапом для осознанного выбора учащимися уровня основного образования с учетом собственной индивидуальности для продолжения образования по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, который ориентирован на:

выявление интересов и склонностей, способностей учащихся;

оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе учебных предметов для их изучения на повышенном уровне, профиля образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору сферы трудовой деятельности, умения соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной сферой трудовой деятельности;

развитие у учащихся познавательных интересов и познавательной активности, креативности, способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, необходимой для трудовой мобильности.

Основными структурными компонентами допрофильной подготовки являются:

профориентационная работа (информирование, консультирование, диагностика и др.);

психолого-педагогическое сопровождение;

факультативные занятия;

объединения по интересам;

образовательные мероприятия;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в VIII-IX классах.

В образовательной практике могут реализовываться следующие модели организации допрофильной подготовки и профориентационной работы:

в рамках одного учреждения общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего образования;

в форме сетевого взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительного образования детей и молодежи.

Для учащихся IX класса, желающих продолжить образование по техническим специальностям на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования, рекомендуем организовать факультативные занятия, направленные на повышение их графической грамотности по учебной программе «Техническая графика» (https://adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Общее среднее образование / Допрофессиональная и профессиональная подготовка). При проведении факультативных занятий можно использовать учебник «Черчение. 9 класс» (автор – В.Н. Виноградов, Минск: Нац. ин-т образования, 2014).

В целях научно-методической поддержки допрофильной подготовки и профориентационной работы на национальном образовательном портале:

функционирует ресурс «Дистанционный всеобуч для учителя» http://e-asveta.adu.by, который содержит полезные ссылки, дидактические материалы для классного руководителя по профориентационной работе с учащимися в учреждениях общего среднего образования;

регулярно проводятся онлайн-консультации, формат которых позволяет педагогам получить ответы на вопросы, касающиеся организации допрофильной подготовки и профориентационной работы;

размещаются статьи о психолого-педагогическом сопровождении процесса допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся (https://adu.by / Педагогам / Педагогическая мастерская / Статьи).

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЯМИ

Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников в республике существует определенная система: подготовка педагогов в рамках повышения квалификации в очной и дистанционных формах обучения один раз в три года, методическое сопровождение в период между повышениями квалификации на различных уровнях (от учреждения образования до республиканского) и в разных формах, самообразовательная деятельность.

Методическая работа должна быть направлена на оказание действенной помощи педагогам со стороны методических служб, руководителей учреждений образования и их заместителей, опытных коллег. Время диктует необходимость новых подходов и форм профессионального взаимодействия педагогов.

Основными задачами методической работы в 2020/2021 учебном году являются:

актуализация и углубление знаний учителей о современных подходах и способах организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствование методики преподавания учебных предметов, овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями;

включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;

освоение учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;

методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей  и их успешной аттестации;

информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

Обращаем внимание, что недопустимо требовать различные письменные анализы и отчеты о проведенных методических мероприятиях.

В течение 2020/2021 учебного года в рамках методической работы рекомендуется:

организовать деятельность методических объединений и иных методических формирований учителей (школы совершенствования профессионального мастерства; школы эффективного педагогического опыта, творческих групп, диалогических пар и др.) по вопросам организации, управления и контроля коллективной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся  по учебным предметам, допрофильной подготовки, профильного обучения учащихся X-XI классов,  иным актуальным направлениям;

обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей;

использовать разнообразные формы обучения (летние школы, языковые и методические практикумы, обмен эффективным педагогическим опытом, мастер-классы, педагогические студии, уроки для взрослых, семинары и конференции в online-формате, сетевые сообщества, веб-квесты, открытые образовательные курсы, размещенные в среде дистанционного обучения, виртуальные (онлайн) экскурсии,  консультации специалистов и др.).

На августовских предметных секциях учителей рекомендуется обсудить следующие вопросы:

  1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение общего среднего образования в 2020/2021 учебном году:

образовательные стандарты общего среднего образования (начального, базового, среднего);

обновленные учебные программы по учебным предметам Х класса;

учебные пособия нового поколения по учебным предметам и особенности работы с ними;

новые учебно-методические пособия для учителей, методические публикации в предметных научно-методических журналах;

рекомендации по результатам изучения качества образования как информационная основа совершенствования образовательного процесса;

рекомендации, подготовленные по результатам республиканских контрольных работ по учебным предметам «Химия», «Математика», «География», проведенных в 2019/2020 учебном году для учащихся VIII класса. Указанные рекомендации размещены на национальном образовательном портале (https://adu.by / Педагогам / Республиканский мониторинг качества образования).

  1. Анализ результатов работы методических формирований учителей в 2019/2020 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2020/2021 учебном году.

Деятельность всех методических формирований должна планироваться с учетом образовательного и квалификационного уровней педагогических работников, их профессиональных интересов, запросов. Работа школы молодого учителя должна быть направлена на адаптацию педагогов к профессии, оказание им помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании.

С целью обеспечения условий для развития профессиональных компетенций педагогов в государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» в 2020/2021 учебном году планируется проведение повышения квалификации и обучающих курсов (тематических семинаров).

Подробная информация о курсовых и межкурсовых мероприятиях, рекомендации по содержанию и организации методической работы с педагогами в 2020/2021 учебном году размещены на сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by).