Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.

28 ноября 2005 г. издан Указ Президента Республики Беларусь № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», 5 января 2008 г. принят Закон Республики Беларусь «О дорожном движении». С 2015 года реализуется План мероприятий по профилактике детского травматизма в Брестской области на 2015-2018 годы.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен особенностями их психофизиологического развития. Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия учреждений образования с родителями, законными представителями учащихся, сотрудниками подразделений органов внутренних дел, с заинтересованными лицами исполнительной власти, представителями общественных объединений и средств массовой информации.

Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети.

Основные направления профилактики ДТТ:

  1. Проведение лекций, кинолекториев, бесед по профилактике ДДТТ с родителями и законными представителями несовершеннолетних.
  2. Обучение учащихся правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
  3. Популяризация ответственного поведения на дороге и в транспорте через систему внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день.
  4. Организация работы отрядов юных инспекторов дорожного движения.
  5. Обеспечение участия учреждения образования в конкурсных мероприятиях разного уровня, направленных на профилактику ДДТТ.
  6. Участие педагогов учреждения образования в методических мероприятиях по вопросам профилактики ДДТТ.

При планировании работы по профилактике ДДТТ нужно учитывать ярко выраженный сезонный характер ДДТТ. Поэтому перед началом учебного года и в весенне-летний период нужно усилить профилактическую работу по предупреждению ДДТТ:

25 мая-5 июня, 25 августа - 5 сентября встречи с родителями и информирование их о проведении специального комплексного мероприятия «Внимание - дети!»;

июнь-август – продолжение профилактической работы в оздоровительных лагерях. Организуются профильные смены и отряды;

в начале учебного года и перед каникулами – проведение «Недели безопасности движении». Перед каникулами проводятся зачеты по разделу «Правила дорожного движения». Для проведения зачета по данному разделу используется разработанное совместно с УГАИ МВД электронное пособие, которое безвозмездно передано во все учреждения общего среднего образования.

Работа по профилактике ДДТТ среди несовершеннолетних проводится в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. Согласно нормативным актам МВД начальником территориального подразделения ОВД производится закрепление конкретных сотрудников за каждым учреждением общего среднего образования. Данные сотрудники обязаны     оказывать помощь в проведении работы по профилактике ДДТТ в закрепленном учреждении образования.

Предусмотрена помощь по следующим направлениям:

- участие в родительских собраниях и информирование о состоянии и причинах ДТП с детьми,

- помощь в оформлении, оборудовании кабинета, уголка по безопасности дорожного движения, автоплощадки или автогородка;

- организация контроля за нахождением детей на проезжей части, дорожным поведением учащихся в учебное время и в шестой школьный день, во время проведения официальных внеклассных мероприятий;

- организация и координация работы отрядов ЮИД;

- проведение бесед, занятий, практикумов с детьми по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте,

- проведение спортивных конкурсов, соревнований юных велосипедистов, слетов-конкурсов отрядов ЮИД;

- ознакомление педагогов с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ;

- совместная разработка безопасного маршрута движения учащихся в школу;

- предоставление оперативной информации о ДДТТ;

- участие в совещаниях, семинарах, инструктажах;

- проведение консультаций, семинаров по методике проведения занятий по ПДД;

- оказание практической помощи в разработке сценариев мероприятий по тематике дорожной безопасности.

Сотрудник ОВД не должен вмешиваться в образовательный процесс. Сотруднику ОВД рекомендуется оказывать помощь педагогам (в том числе по их просьбе) при составлении планов занятий по дорожной тематике, подборе наглядных пособий, проведении практических занятий и профилактических мероприятий во внеурочное время.

С целью повышения мотивации учащихся к изучению ПДД ежегодно Министерством образования Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся следующие мероприятия:

республиканский слет-конкурс отрядов юных инспекторов дорожного движения (апрель-май);

республиканский творческий конкурс для детей и подростков «Соблюдаем законы дорог!» (март-июнь);

республиканский творческий проект «Безопасный переход» (март-июнь);

Неделя безопасности дорожного движения (сентябрь).

В дополнение к ОБЖ реализуется План обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению ДДТТ с учащимися учреждений общего среднего образования по безопасному поведению на дороге и в транспорте. (Размещен на сайте Министерства образования Республики Беларусь).

В целях профилактики ДДТТ и пропаганды безопасности дорожного движения в каждом учреждении общего среднего образования оформляется Уголок безопасности дорожного движения (далее - уголок БДД) установленного образца (утвержден Министром образования Республики Беларусь, указание УГАИ МВД от 14.09.2010 № 22/391вн).

На стенде уголка БДД кроме профилактической информации в виде плакатов и информационных материалов для родителей и учащихся, размещается также индивидуальная для каждого учреждения образования схема маршрутов безопасного движения учащихся «Дом-Школа-Дом».

Материалы для оформления уголка БДД предоставляются в учреждение образования закрепленным сотрудником ОВД. На стенде должна постоянно обновляться информация для родителей (о состоянии ДДТТ, о наиболее тяжелых или типичных случаях травм и даже гибели детей на дороге, результаты рейдов, мероприятия по предупреждению ДДТТ и др.). В уголке БДД рекомендуется разместить практические советы родителям по обучению детей ПДД, совместному пребыванию с детьми на улице и материалы по безопасности движения.

Для отработки практических навыков безопасного поведения на дорогах используют учебную автоплощадку или автогородок.

Для учащихся начальной школы (I–IV классов) целесообразно использовать следующие формы профилактики:

- экскурсии, прогулки и наблюдения;

- беседы по правилам безопасного поведения на дороге и в транспорте с учащимися групп продленного дня;

- кинолектории с демонстрацией видео- и анимационных фильмов («Шагай по правилам!», «Уроки тетушки Совы», «Смешарики: дорожная безопасность» и др.);

- выступления юных инспекторов дорожного движения;

- занятия по отработке умений и навыков безопасного поведения на учебной автоплощадке или в автогородке.

Для учащихся V–IХ классов рекомендуется:

- проведение игровых программ и конкурсов по ПДД;

- викторины, олимпиады, соревнования;

- конкурсы детского творчества по дорожной тематике;

- организация профилактических акций;

- встречи с сотрудниками ОВД;

- участие в родительских собраниях;

- занятия на учебной автоплощадке или в автогородке.

Для учащихся Х-ХI классов целесообразно организовывать беседы и лекции с повторением основных положений ПДД, разъяснением порядка получения водительского удостоверения на право управления механическим транспортным средством, рассмотрением мер административной и уголовной ответственности за нарушения в области дорожного движения, решением ситуационных задач.

Большое значение имеет вовлечение самих учащихся в проведение профилактической работы по предупреждению ДДТТ. Это происходит через создание в учреждениях образования отрядов (клубов) юных инспекторов движения (далее – ЮИД), деятельность которых координирует ГАИ МВД.

Директор учреждения образования приказом назначает руководителя отряда ЮИД, а также утверждает положение об отряде ЮИД. Руководитель отряда ЮИД формирует отряд, разрабатывает план занятий с учащимися и план работы отряда ЮИД на учебный год. Как правило, отряд состоит из 10-15 человек, возрастная категория участников от 10 до 16 лет.  

Ответственный сотрудник ОВД должен:

- взаимодействовать с администрациями учреждений образования по повышению эффективности работы отрядов ЮИД;

- оказывать методическую и практическую помощь в организации деятельности отрядов ЮИД в районе, городе;

- оказывать содействие в подготовке и проведении конкурсов, акций и других мероприятий, направленных на пропаганду безопасного поведения детей на дороге;

- проводить профилактические мероприятия по повышению БДД среди населения с участием членов отрядов ЮИД;

- оказывать методическую помощь в подготовке отряда-победителя районного (городского) этапа к областному, республиканскому этапам слета-конкурса отрядов ЮИД.

Своевременная и правильная адаптация детей к особенностям дорожной среды – признанный во всем мире путь предупреждения и профилактики как детского дорожно-транспортного травматизма, так и дорожной безопасности в целом.

свернуть

Памятка для родителей-водителей о безопасной перевозке детей в автомобиле

Памятка для родителей-водителей

о безопасной перевозке детей в автомобиле

 

  1. Продумайте маршрут и отдохните перед дорогой.
  2. Проверьте состояние вашей машины перед поездкой.
  3. Убедитесь, что все средства безопасности Вами подобраны правильно. Самые лучшие устройства безопасности бесполезны, если они неправильно используются.
  4. Никогда не употребляйте алкоголь, перед тем как сесть за руль. Алкоголь влияет на остроту зрения, рассеивает внимание, повышает утомляемость и увеличивает время реакции. Риск несчастного случая увеличивается вдвое, когда уровень алкоголя в крови поднимается до 0,5 г/л, и в 10 раз, когда он достигает 0,8 г/л.
  5. Не кладите тяжелые предметы на полку в машине. При столкновении они могут превратиться в смертоносные «снаряды».
  6. Помните, что ребенку необходима более высокая степень защиты, чем взрослому!
  7. Ремни безопасности и специальное сиденье для детей должны соответствовать росту и весу ребенка. Следите, чтобы ремень безопасности был отрегулирован по росту ребенка и находился не на уровне его шеи.
  8. Самое безопасное место в машине для детей до 12 лет – центральное заднее сиденье.
  9. Бэби-сиденье является надежным и удобным защитным средством для детей в возрасте до 9 месяцев. Бэби-сиденье мало ребенку, если его голова выступает за пределы сиденья. Ребенок удерживается на месте ремнем, который прикреплен к сиденью. Сиденье крепится автомобильным ремнем безопасности.
  10. Детское кресло используется в возрасте от 1 года. В передней части автомобиля детское кресло устанавливается спинкой к панели управления (не к стеклу!). В задней части автомобиля кресло крепится к спинке переднего сиденья (если его   конструкция приспособлена для этого), либо к спинке заднего сиденья. В этом случае ребенок пристегивается специальным ремнем, который протягивается через бедра ребенка. Детское кресло мало ребенку, если его голова выступает за пределы спинки кресла или, когда превышаются весовые ограничения.
  11. Для детей от 3 до 8 лет рекомендуется использовать детское кресло со специальной системой ремней безопасности. Оно уменьшает возможность получения травм на 70%.
  12. Никогда не помещайте ребенка на сиденье, снабженное подушкой безопасности, так как оно не может противостоять толчку, который происходит при раскрытии подушки. Вообще лицам, рост которых менее 140 см., нельзя находиться на сиденье, снабженном подушкой безопасности.
  13. Для детей 9-12 лет рекомендуется применять сиденье-подушку или адаптер, которые приподнимают тело ребенка таким образом, чтобы ремень безопасности правильно и надежно сидел, защищая его - через грудную клетку и вниз через бедра (не через шею и живот). Чем ближе к телу сидит ремень, тем лучше защита.
  14. Прежде, чем начать движение, убедитесь в том, что ребенок пристегнут. Наличие детских удерживающих устройств уменьшает смертность в результате ДТП грудных детей на 71%, детей старше 2 лет –на 54%.
  15. Следите, чтобы во время поездки двери и окна в автомобиле всегда были заблокированы, поскольку дети любят нажимать самостоятельно различные кнопки и играться с ручками.
  16. Держите руль обеими руками.
  17. Положение рук на руле «без четверти три» или «без десяти два» дает наилучший контроль над автомобилем. Перекрещивание рук на руле или держание руля за основание опасно в случае столкновения и при срабатывании воздушных подушек безопасности.
  18. Наклоните свое кресло под удобным для вас углом и пристегнитесь ремнями безопасности так, чтобы они не стесняли ваших движений. Пристегивайтесь, даже если ваш автомобиль оснащен воздушными подушками безопасности.
  19. Обратите внимание на подголовник, который должен быть наклонен к затылку как можно ближе.
  20. Следите за ситуацией на дороге. Будьте готовы в случае опасности среагировать: сманеврировать или нажать на тормоз.    
  21. Учите ребенка правильно выходить из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
  22. Не оставляйте детей в машине без присмотра.
  23. Приучайте детей к правильному поведению в транспорте и на дороге, объясняйте возможные последствия детской шалости или невнимания, сделайте все, чтобы Ваши дети чувствовали ответственность за свои действия.

Пожалуйста, помните, что личный пример - лучший метод воспитания детей. Именно поэтому убедительно просим Вас соблюдать вышеприведенные правила. С их помощью Вы сможете значительно снизить вероятность возникновения опасной ситуации для вас и вашего ребенка.

 

Берегите своих детей!

свернуть

Памятка для учащихся о безопасном поведении при поездке в автомобиле

Памятка для учащихся

о безопасном поведении при поездке в автомобиле

 

 

  1. Никогда, ни под каким предлогом не садись в автомобиль, водитель которого находится в нетрезвом состоянии. Алкоголь влияет на остроту зрения, рассеивает внимание, повышает утомляемость и увеличивает время реакции. Риск несчастного случая увеличивается вдвое, когда уровень алкоголя в крови поднимается до 0,5 г/л, и в 10 раз, когда он достигает 0,8 г/л.
  2. Садись в автомобиль только после его полной остановки.
  3. Не клади тяжелые предметы на полку в машине. При столкновении они могут превратиться в смертоносные «снаряды».
  4. Самое безопасное место в машине– центральное заднее сиденье.
  5. Если твой рост менее 140 см., тебе нельзя находиться на сиденье, снабженном подушкой безопасности, т.к. в этом случае сиденье не может противостоять толчку, который происходит при раскрытии подушки.
  6. Прежде, чем машина начнет движение, пристегнись.
  7. Открывать окна можно только с разрешения водителя.
  8. Во время движения не вскакивай со своего места, не отвлекай водителя разговорами, криком.
  9. Правильно выходи из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
  10. Не садись в автомобиль к незнакомому человеку.
свернуть