Информация о психолого-педагогическому сопровождению допрофильной и профильной подготовки в ГУО «Ольшанская средняя школа № 1»

Информация о психолого-педагогическому сопровождению допрофильной и профильной подготовки в

ГУО «Ольшанская средняя школа № 1»

Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность. Личностно ориентированное образование понимается как особенный тип образования, который основывается на организации взаимодействия учеников и педагогов, при которой созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самореализации.

Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах, получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Основным подготовительным этапом профилизации являются допрофильная подготовка и профориентационнаяработа который ориентирован на:

– выявление интересов и склонностей, способностей учащихся. Так, ежегодно с учащимися 9-х классов проводится дифференциально-диагностический опросник  О.Е. Кламова, предназначенный для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий; С той же возрастной группой проводятся тест «Прогрессивные матрицы Равена»  предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития.

– По результатам тестирования учащимся, а также педагогам даются рекомендации по развитию широкого спектра познавательных интересов и познавательной активности у учащихся; (Приложение 1)

– оказание психолого-педагогической помощи учащимся в выборе профиля обучения;

– формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования. (Беседа “Я сам строю свою жизнь”.

Цель беседы: усвоение учащимися основных нравственных принципов, которыми должны руководствоваться все люди, формировать ответственное отношение к определению своего будущего) (сентябрь).

Основная цель психологического сопровождения психологического сопровождения предпрофильной подготовки заключается в актуализации проблемы профессионального и жизненного самоопределения школьников.

Основная цель работы педагога-психолога в 10-м классе—способствовать социально-психологической адаптации учеников к новой ситуации обучения. Очень важно отслеживать эмоциональное состояние учащихся, социально-психологический климат в классе  с начала учебного года. Так, в сентябре проводились мероприятия, направленные на формирование у учащихся оптимистичного восприятия окружающей действительности, воспитание у подростков чувства уважения к себе, чувства собственного достоинства (Классный час «Выбери жизнь»).

Специфика адаптации десятиклассников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребность этого возраста является потребность в поисковой активности, в самореализации, в построении жизненных перспектив. Именно на этом этапе расцвет авторитета может получить личность педагога. Референтными для учащегося может стать как личностная сторона педагога, так и его уровень владения преподаваемой учебной дисциплиной.авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета. Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово. Поэтому на данном этапе важно взаимодействие педагогов и психолога в определении оптимальных способов взаимодействия с новосложившейся группой учеников.

Таким образом, работу с учащимися 10-х классов условно можно разделить на три этапа:

  • Диагностический этап (наблюдение за психосоциальным климатом класса)(октябрь-ноябрь);
  • Развивающий этап (создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учеников к новым образовательным условиям, сохранение психологического здоровья школьников)(сентябрь-апрель); на данном этапе проводится ряд занятий, служащий основой и вспомогательным целям:
  1. «Два полюса- два материка»-занятие с элементами тренинга по гендерному воспитанию, направленное на формирование уважительного отношения к особенностям других людей.
  2. «Развитие речи, внимания, умения слушать других”- игровое занятие, направленное на сплочение новообразовавшегося классого коллектива;
  3. Просвещение учеников на тему «Как бороться со стрессом?»;
  4. Тренинг “Как научиться управлять собой?”, целью которого является активизация внутренних резервов личности учащегося;
  5. “Незнакомая страна”- занятие, направленное на развитие временной перспективы.
  • Аналитический этап.

На третьем этапе сопровождающего цикла анализируется вся работа, проведённая психологом. Делаются выводы об эффективности деятельности, вносятся предложения.

 

 

 

 

Приложение 1

Уровень развития мышления учащихся в значительной степени зависит от их интеллектуальной активности. Как в спорте спортсмен тренирует определенные мышцы тела, так посредством систематической мыслительной деятельности повышается уровень интеллекта человека. Для формирования интеллектуальной активности старших школьников важным является признание ими ценности активной мыслительной деятельности, интеллектуальной инициативе, а также ценности творчества.

На интеллектуальную активность учащихся особенности школьного класса играют различную роль в зависимости от присутствия или отсутствия устойчивой группы с ориентацией на активную интеллектуальную активность, содержания жизнедеятельности, характера сложившихся в нем взаимоотношений, а также степени значимости для их членов.

В работе по формированию интеллектуальной инициативы у учащихся важную роль играет принцип социальной активности личности. В его использовании важно:

  • Создавать внешние и внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность учащихся;
  • Учителю находиться не в позиции «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора или консультанта, что предполагает большую ответственность ученика;
  • Предоставлять учащимся самостоятельность в их действиях, создавать условия, при которых они не должны рассчитывать на помощь учителя;
  •  Установка на интересы личности ученика, как субъекта образовательного процесса;
  • Всемерно поощрять оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.

Таким образом, для формирования интеллектуальной активности старших школьников педагог должен учитывать следующие положения:

  1. Старшеклассники должны быть ориентированы не столько на успех, сколько на сам процесс деятельности;
  2. Должен учитываться их стиль обучения;
  3. Необходимо использовать факторы позитивного обучения;

В качестве          средства активизации умственной деятельности могут выступать различные методы и приемы.

  • Задавание «бессмысленных» вопросов  например: «Как будет звучать хлопок одной ладони?» (Или: почему на вопрос о национальности многие люди отвечают именем существительным  а русские люди - прилагательным? Например  литовец  немец  испанец и - русский?). \
  • Использование сокровищницы народной педагогики (загадки  пословицы и пр.). Например  отгадывание загадок: «До каких пор заяц бежит в лес?»; «Какая женщина не смотрится в зеркало?»; «Каких камней нет на дне моря?»
  • Поиск нестандартных решений: «Как можно использовать кирпич?» (Или любой другой предмет). Нужно привести как можно больше решений. Учащиеся обычно приводят их по несколько десятков. Можно модернизировать материал теста Торренса и применить его не для тестирования  а для развития интеллектуальных способностей. Например  предложить необычные способы использования пустых картонных коробок  или найти способы улучшения какого-либо предмета и пр.
  • Коллекционирование различных парадоксов  например: почему  если сначала смотреть на зеленый кружок  а потом посмотреть на белый лист бумаги  то увидишь красный кружок?
  •  Проведение сократовских бесед. Например  на уроке физики: Будет ли гореть свеча в искусственном спутнике Земли? Учащиеся уже не сразу дают ответ  а стараются размышлять: при каких условиях осуществляется горение? Что еще необходимо кроме кислорода? Будет ли он поступать к горящей свече? При каких условиях он может поступать? и т.д.
  • Проявляйте сами и цените юмор.