Как анализировать урок

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОК

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является анали-тическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устояв-шихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа на-копленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую оче-редь урок как основную ее форму. Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос. I. Первое, что должен сделать учитель, анализирующий свой урок, – определить его мест в теме и в общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока. II. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достиг-нутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи. III. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирова-ния специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма). IV. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, вни-мания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету. V. Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он ва-шим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока? VI. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки лично-сти ученика при оценке его работы, сравнения его с другими учащимися, данного класса с други-ми классами. VII. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его про-тяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был ор-ганизован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся? VIII. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие зна-ния, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока? IX. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? X. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домаш-нее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его за-писали? Продумана ли его проверка? XI. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброже-лательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.XII. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, по-сле того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после преды-дущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до сво-его урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние мно-гие факторы, о которых мы можем просто не догадываться. И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определен-ное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.

КАК ПОДГОТОВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

(в помощь начинающему учителю)

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и уча-щихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки уча-щихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уро-вень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой по-добно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспо-рить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой го- товится урок. Итак: I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет исполь- зована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей дея-тельности. II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, разви-вающие и воспитывающие функции урока. III. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо: Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материа-ле, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материа-ла только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Со-ставить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. IV. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, не-ожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой после-довательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, кото-рая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего поду-мать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе. V. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Про-думать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта. VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению. VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную;содержательную; аналитическую

Формальная часть выглядит так: Урок № Дата Тема: Цель: Задачи: обучающие – развивающие – воспитывающие – Оборудование: 1 ____________________ 2 ____________________ 3 ____________________ Последовательность отдельных этапов урока К примеру: Организация – 1 мин. Самостоятельная работа – 10 мин. Новый материал – 20 мин. Демонстрация фильма – 5 мин. Закрепление – 7 мин. Задание на дом – 2 мин. Литература: 1 _________________ 2 _________________ 3 _________________ (с указанием страниц) Содержательная часть – состоит из двух частей: 1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по вы-полнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом; 2) таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так: Что делают Этапы урока Ученики Учитель Аналитическая часть – заполняется после урока. Указания по этой части даны в мето-дических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок