Психологический анализ урока

Психологический анализ урока

(по Л.Т. Охитиной)

 

         Два объекта анализа урока: организация урока и организованность учеников.

         В организацию урока входят:

    а) самоорганизация учителя:

    -   творческое рабочее самочувствие;

    -   психологический контакт с классом;

    б) организация учителем познавательной деятельности учащихся:

    -   организация восприятия и наблюдения;

    -   организация внимания;

    -   тренировка памяти;

    -   формирование понятий;

    -   развитие мышления;

    -   воспитание воображения;

    -   формирование навыков и развитие умений.

        К организованности учащегося относятся:

    -   уровень обученности учащегося;

    -   отношение учащегося к изучению предмета;

    -   самоорганизация умственного труда.

        В плане проведения анализа урока Л.Т. Охитина выделяет пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, организация познавательной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам можно проводить полный или частичный анализ урока, выбирая из плана наиболее значимые для конкретной ситуации разделы.

      Стиль урока как объект анализа, по Л.Т. Охитиной, предполагает ответы на два вопроса:

1). В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения?

(соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; соотношение усвоения знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска; какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися, т.е. кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает; соотношение контроля, анализа и оценки деятельности  школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся; соотношение побуждения учащихся к деятельности, т.е. комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д., и принуждения, такие как напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.)

 

2). Каковы особенности самоорганизации учителя?

(подготовленность учителя к уроку, т.е. степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению; рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления, т.е. собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.; педагогический такт учителя; психологический климат в классе)

       Схема анализа организации познавательной деятельности учащихся предполагает ответ на следующие вопросы:

1). В какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения?

(как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных, какие использовал установки и в какой форме, как добивался учитель устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся, какие были использованы формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала)

2). Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.

(на каком уровне формировались знания учащихся, т.е. на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, выведения формул и т.д., на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников; с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся, т.е. система вопросов, создание проблемных  ситуаций, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др., какого уровня понимания, — описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного, — добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов; какие виды творческих работ были использованы на уроке и как руководил учитель творческим воображением учащихся, т.е. объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение сбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы)

    Совершенно очевидно, что при анализе того или иного учебного предмета необходимо учитывать его специфику.

Психологический анализ урока позволяет учителю охватить весь образовательный процесс и в то же время представить каждый его отдельный элемент. Именно поэтому психологический анализ урока является тем мощным средством, с помощью которого формируется и развивается педагогическое самосознание учителя, совершенствуется его педагогическое мастерство. В свою очередь, совершенствование мастерства учителя, сформированность рефлексивных механизмов его педагогического самосознания являются основными предпосылками и источниками постоянного повышения эффективности образовательного процесса по любому учебному предмету.