Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ольшанская средняя школа №1»
Проект
«Школа – территория здоровья»
Срок реализации 2024/2025
Название проекта: Школа – территория здоровья
Тип проекта: Универсальный
Приоритетные направления: - Школа, содействующая укреплению здоровья,
реализующая мероприятия по оптимизации двигательной активности учащихся;
- Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся – родители»
Место реализации: ГУО «Ольшанская средняя школа №1»
Длительность проекта: 1 год
Актуальность проекта:
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями общеобразовательной школы, в которых на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Цель проекта:
Создание условий для формирования личности - здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.
Задачи проекта:
- формировать и развивать здоровьесберегающую инфраструктуру учреждения образовательния;
- внедрить в систему работы учреждения программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в общеобразовательный процесс;
- вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов образовательного процесса;
- формировать благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах;
- повышать уровень знаний педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей;
- реализовывать систему профилактических мероприятий через организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- оптимизировать систему психологической помощи учащимся;
- создать благоприятные условия для разностороннего развития личности, в том числе удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании, получении дополнительного образования.
Объект исследования:
Учебно-воспитательный процесс школы
Предмет исследования:
Деятельность школы по здоровьесбережению
Ожидаемый результат:
- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
- снижение заболеваемости гриппом и ОРИ;
- формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы;
- мотивированность педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению , укреплению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;
- повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
- индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов.
Методы исследования:
- теоретические (сравнение, обобщение, абстрагирования, систематизация, анализ, синтез информации, полученной из разных источников- литература справочная, специальная, ресурсы сети Интернет);
- эмпирические (изучение опыта других по проблеме в теории и на практике);
- практические (работа по реализации программных мероприятий, социологические методы, мониторинг).
Участники реализации проекта:
Данный проект охватывает весь УВП школы по данному направлению работы (сохранение и укрепление здоровья школьников) с I по XI классы, но основной базой экспериментальной работы выбраны I V и V «Б классы, которые будут активными участниками реализации программы.
Финансовое обеспечение проекта:
Финансирование мероприятий будет осуществляться в пределах средств районного бюджета, выделенных на содержание учреждений, государственных программ социальной политики, а также собственных средств исполнителей.
Отдельные мероприятия проекта при необходимости могут корректироваться с учетом выделенных средств.
Характеристика имеющихся ресурсов учреждения образования для реализации проекта: кадровые, материально-технические.
Для реализации данного проекта имеются ресурсы:
Кадровые: Вопросы сохранения здоровья учащихся, методы, формы работы, современные здоровьесберегающие технологии неоднократно рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре, т.е. педагоги школы владеют информацией по данной проблеме; в школе ведется физкультурно - оздоровительная работа, спортивно-массовая, внеучебная деятельность, есть услуги дополнительного образования в области сохранения и укрепления здоровья - спортивные секции уже существующие "Волейбол", "Настольный теннис", "Футбол", "Туризм", "Шахматы". В школе действуют объединения по интересам разной направленности: физкультурно-спортивной, социально-педагогической, технической, художественно - эстетической, гражданско-патриотической, краеведческой. С учащимися (в области здоровья) работают логопед, медицинский работник, педагоги- социальные, педагог- психолог, библиотекарь, руководитель физического воспитания и здоровья, учителя физической культуры и здоровья, классные руководители, учителя- предметники, руководство школы.
Материально - технические условия: в школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерные классы, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием, спортивные площадки: волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный городок, участок для активных игр и прогулок, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, актовый зал.
Перспективный план мероприятий по реализации проекта
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
1.1. |
Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе |
Ноябрь |
Козуля Ю.В. |
1.2. |
Семинар по реализации проекта «Школа-территория здоровья» |
20.09.2024 |
Учитель информатики |
1.3. |
Проведение анкетирования: - по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни; - по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья |
апрель |
мед. сестра |
1.4. |
Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Ольшанской средней школе № 1 |
Ежегодно при проведении плановой проверки |
Врач - гигиенист |
2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся |
|||
2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач |
|||
2.1.5. |
Приобретение шагомеров в количестве 3-5 шт. для определения объема двигательной активности обучающихся |
До января |
Учителя физической культуры и здоровья |
2.1.6. |
Нанесение на ступеньки лестниц текста о принципах здорового образа жизни и т.п. |
2024 |
ЗХР
|
2.1.7. |
Разметка территории школы для подвижных игр («классики») |
Апрель
|
ЗХР |
2.1.8. |
В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры) |
2024 г. |
Зав. кабинетами |
2.1.9. |
Оформление учебных кабинетов начальных классов плакатом «Сиди правильно» |
2024г. |
Учителя начальных классов |
2.1.10 |
Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения |
В течение учебного года |
Администрация |
2.1.11 |
Разработка плана озеленения территории УО |
Октябрь |
ЗХР |
2.1.12 |
Разбивка питомника туй для озеленения территории учреждения |
2025 |
ЗХР |
2.1.13 |
Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья |
Ежегодно |
Врач педиатр, мед. сестра |
2.1.14 |
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса |
В течение проекта |
Администрация учреждения |
2.1.15 |
Организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.) |
Сентябрь |
ЗУР,ЗВР |
2.1.16 |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений |
ежегодно |
Администрация учреждения |
2.1.17 |
Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров |
В течение учебного года |
Руководитель физического воспитания |
2.1.18 |
Проведение «Дней здоровья» |
В течение учебного года |
Учителя фк и здоровья |
2.1.19 |
Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки |
В течение проекта |
учителя-предметники |
2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: |
|||
2.2.1. |
Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем тревожности |
В течение года |
Педагоги-психологи Козуля Ю. В., КнязеваМ. Г. |
2.2.2. |
Организация на базе школы занятия по ЛФК для «групп риска» (дети со сколиозом, плоскостопием, миопией), проводимые инструктором ЛФК поликлиники в соответствии с разработанным графиком |
С декабря |
поликлиника |
2.2.3. |
Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся |
В течение учебного года |
Педагогические работники, законные представители обучающихся |
2.2.4. |
Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах |
Соктября |
Педагогические работники, законные представители обучающихся |
2.2.5. |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения в здании учреждения и на ее территории |
Постоянно
|
Педагогические работники |
2.2.6. |
Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому |
Постоянно |
Педагоги социальные Григоренко М. Н., Князева М. Г. |
2.2.7. |
Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни |
В течение учебного года |
Администрация учреждения, кл.руководители |
2.2.8. |
Проведение ежегодных медосмотров обучающихся с организацией выездов специалистов в школу в соответствии с разработанным графиком, составление карточек здоровья обучающихся |
Октябрь |
Врач педиатр, мед. сестра |
2.2.9. |
Проведение контрольного взвешивания ученических ранцев (рюкзаков) с фиксацией измерений в протоколе |
1 раз в четверть |
Мед. сестра, врач-педиатр |
2.2.10 |
Проведение оценки использования сменной обуви на ее соответствие установленным требованиям с фиксацией в протоколе |
1 раз в четверть |
Мед. сестра, учителя начальных классов |
2.2.11 |
Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
Ежегодно: январь, сентябрь |
Мед. сестра, врач-педиатр |
2.2.12 |
Определение объема двигательной активности с помощью шагомеров |
1 раз в четверть |
Учителя физкультуры |
2.2.13 |
Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по «школьнозначимым» болезням (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием) |
Октябрь |
м/с, врач-педиатр |
2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся: |
|||
2.3.1 |
На основании анализа проведенных медицинских осмотров разработать индивидуальные рационы питания для выявленной группы риска (учащихся с повышенным показателем ИМТ, заболеваниями ЖКТ). |
Октябрь |
Мед. сестра, врач-педиатр,ЗВР |
2.3.2. |
Преимущественное использование щадящих методов кулинарной обработки пищи при приготовлении блюд для учащихся (замена жарения на тушение и приготовление пищи на пару) |
Октябрь |
Мед. сестра, повар
|
2.3.3. |
Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания |
Ежегодно в мае |
ЗВР,классные руководители |
2.3.4. |
Проработка вопроса об исключении так называемых «вредных продуктов» для детского питания из перечня продуктов, реализуемых в школьном буфете (при наличии таковых продуктов), уменьшение количества реализуемых сладостей, выпечки, увеличение количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков. |
Октябрь |
ЗВР, м/с |
2.4. Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья обучающихся в процессе обучения |
|||
2.4.1. |
Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на органы зрения, увеличения двигательного компонента занятия |
Октябрь 2024 |
Пед. работники |
2.4.2. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
Ежегодно |
Администрация |
2.5. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
2.5.1. |
Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов |
Ежегодно |
Классные руководители |
2.5.2. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий. |
Ежегодно |
Администрация учреждения |
Формы предоставления результатов и отчетов:
- Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
- Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
- Материалы школьной прессы
- Специальная страница на сайте школы
Исполняющая организация: ГУО «Ольшанская средняя школа № 1» Столинского района Брестской области
Контактное лицо: Руководитель проекта Козуля Юлия Васильевна, педагог-психолог
Адрес: 225557 аг. Ольшаны, ул.Первомайская, д. 1,
Тел. 8-01655-56257