Проект "Школа – территория здоровья"

Отдел по образованию Столинского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Ольшанская средняя школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Школа – территория здоровья»

 

 

 

 

Срок реализации 2024/2025

 

 

 

 

 

 

 

Название проекта:     Школа – территория здоровья

 

Тип проекта:     Универсальный

 

Приоритетные направления: - Школа, содействующая укреплению здоровья,

реализующая мероприятия по оптимизации двигательной активности учащихся;

- Школа, содействующая укреплению здоровья, реализующая мероприятия по формированию культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни в системе «педагогические работники – учащиеся – родители»

 

Место реализации: ГУО «Ольшанская средняя школа №1»

 

Длительность проекта:  1 год

 

Актуальность проекта:

Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями общеобразовательной школы, в которых на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Цель проекта:

Создание   условий   для   формирования   личности -  здоровой   физически,    психически,    духовно    и        социально, испытывающей потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению среды обитания.

 

Задачи проекта:

- формировать и развивать здоровьесберегающую инфраструктуру учреждения образовательния;

- внедрить в систему работы учреждения программ, курсов, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных, воспитательных модулей или компонентов, включённых в общеобразовательный процесс;

- вовлекать в совместную деятельность по здоровьесбережению всех членов образовательного процесса;

- формировать благоприятный психологический климат в ученическом  и  педагогическом коллективах;

- повышать уровень знаний педагогов, учащихся и их родителей в вопросах охраны и укрепления  здоровья, проблем диагностики и преодоления школьных трудностей;

- реализовывать систему профилактических мероприятий через организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- оптимизировать систему психологической помощи учащимся;

-  создать благоприятные  условия  для  разностороннего  развития  личности,  в  том  числе    удовлетворения  потребности  обучающихся  в  самообразовании,  получении  дополнительного образования.

 

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс школы

 

Предмет исследования:

Деятельность школы по здоровьесбережению

 

Ожидаемый результат:

- повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);

- снижение заболеваемости гриппом и ОРИ;

- формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

- мотивированность педагогов на активную и целенаправленную работу по сохранению , укреплению и развитию здоровья учащихся, по формированию культуры здоровья;

- повышение активности родителей и членов социума в совместных мероприятиях со школой в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);

- увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;

- индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов.

Методы исследования:

- теоретические (сравнение, обобщение, абстрагирования, систематизация, анализ, синтез информации, полученной из разных источников- литература справочная, специальная, ресурсы сети Интернет);

- эмпирические (изучение опыта других по проблеме в теории и на практике);

- практические (работа по реализации программных мероприятий, социологические методы, мониторинг).

Участники реализации проекта:

Данный проект охватывает весь УВП школы по данному направлению работы (сохранение и укрепление здоровья школьников) с  I по XI классы, но основной базой экспериментальной работы выбраны  I V  и V «Б классы, которые будут активными участниками реализации программы.

Финансовое обеспечение проекта:

Финансирование мероприятий будет осуществляться в пределах средств районного бюджета, выделенных на содержание учреждений, государственных программ социальной политики, а также собственных средств исполнителей.

Отдельные мероприятия проекта при необходимости могут корректироваться с учетом выделенных средств.

 

Характеристика имеющихся ресурсов учреждения образования для реализации проекта: кадровые, материально-технические.

Для реализации данного проекта имеются ресурсы:

Кадровые: Вопросы сохранения здоровья учащихся, методы, формы работы, современные здоровьесберегающие технологии неоднократно рассматривались на педагогических советах, совещаниях при директоре, т.е. педагоги школы владеют информацией по данной проблеме; в школе ведется физкультурно - оздоровительная работа, спортивно-массовая, внеучебная деятельность, есть услуги дополнительного образования в области сохранения и укрепления здоровья - спортивные секции уже существующие "Волейбол", "Настольный теннис", "Футбол", "Туризм", "Шахматы". В школе действуют объединения по интересам разной направленности: физкультурно-спортивной, социально-педагогической, технической, художественно - эстетической, гражданско-патриотической, краеведческой. С учащимися (в области здоровья) работают логопед, медицинский работник, педагоги- социальные, педагог- психолог, библиотекарь, руководитель физического воспитания и здоровья, учителя физической культуры и здоровья, классные руководители, учителя- предметники, руководство школы.

Материально - технические условия: в школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерные классы, спортивный зал с инвентарем и необходимым оборудованием, спортивные площадки: волейбольная, баскетбольная, футбольное поле, спортивный городок, участок для активных игр и прогулок, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, актовый зал.

 

 

 

 

 

 

Перспективный план мероприятий по реализации проекта

 

 № п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

1.1.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

Ноябрь

Козуля Ю.В. 

1.2.

Семинар по реализации проекта «Школа-территория здоровья»

20.09.2024

Учитель информатики

1.3.

Проведение анкетирования:

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни;

- по определению доли обучающихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья

апрель

мед. сестра

1.4.

Проведение мониторинга соблюдения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Ольшанской средней школе № 1

Ежегодно при проведении плановой проверки

Врач - гигиенист

2. Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

2.1. Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.5.

Приобретение шагомеров в количестве 3-5 шт. для определения объема двигательной активности обучающихся

До января

Учителя физической культуры и здоровья

2.1.6.

Нанесение на ступеньки лестниц текста о принципах здорового образа жизни и т.п.

 2024

ЗХР

 

2.1.7.

Разметка территории школы для подвижных игр («классики»)

Апрель

 

ЗХР

2.1.8.

В каждом классе обеспечить наличие схем зрительно-двигательных траекторий на стене (офтальмотренажеры)

2024 г.

Зав. кабинетами

2.1.9.

Оформление учебных кабинетов начальных классов плакатом «Сиди правильно»

2024г.

Учителя начальных классов

2.1.10

Организация повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровьесбережения

В течение учебного года

Администрация

2.1.11

Разработка плана озеленения территории  УО

Октябрь

ЗХР

2.1.12

Разбивка питомника туй для озеленения территории учреждения

2025

ЗХР

2.1.13

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, анализ состояния здоровья

Ежегодно

Врач педиатр, мед. сестра

2.1.14

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса

В течение проекта

Администрация учреждения

2.1.15

Организация образовательного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

Сентябрь

ЗУР,ЗВР

2.1.16

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений

ежегодно

Администрация учреждения

2.1.17

Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

В течение учебного года

Руководитель физического воспитания

2.1.18

Проведение «Дней здоровья»

В течение учебного года

Учителя фк и здоровья

2.1.19

Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

В течение проекта

учителя-предметники

2.2. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

2.2.1.

Оказание психологической помощи детям с повышенным уровнем тревожности

В течение года

Педагоги-психологи Козуля Ю. В., КнязеваМ. Г.

2.2.2.

Организация на базе школы занятия по ЛФК для «групп риска» (дети со сколиозом, плоскостопием, миопией), проводимые инструктором ЛФК поликлиники в соответствии с разработанным графиком

С декабря

поликлиника

2.2.3.

Организация и проведение гигиенического обучения и воспитания педагогов, родителей и обучающихся

В течение учебного года

Педагогические работники,

законные представители обучающихся

2.2.4.

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов, планшетов для выхода в интернет и игры учащимися начальных классов на переменах

Соктября

Педагогические работники, законные представители обучающихся

2.2.5.

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения в здании учреждения и на ее территории

Постоянно

 

Педагогические работники

2.2.6.

Оказание помощи и социальной защиты детям, находящимся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающимся на дому

Постоянно

Педагоги социальные Григоренко М. Н., Князева М. Г.

2.2.7.

Создание фотоотчета школы в сфере охраны и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни

В течение учебного года

Администрация учреждения,

кл.руководители

2.2.8.

Проведение ежегодных медосмотров обучающихся с организацией выездов специалистов в школу в соответствии с разработанным графиком, составление карточек здоровья обучающихся

Октябрь

Врач педиатр, мед. сестра

2.2.9.

Проведение контрольного взвешивания ученических ранцев (рюкзаков) с фиксацией измерений в протоколе

1 раз в четверть

Мед. сестра,

врач-педиатр

2.2.10

Проведение оценки использования сменной обуви на ее соответствие установленным требованиям с фиксацией в протоколе

1 раз в четверть

Мед. сестра,

учителя начальных классов

2.2.11

Мониторинг состояния здоровья обучающихся по состоянию на начало учебного года: составление итогового отчета по заболеваниям, группам здоровья; выделение «группы риска» (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

Ежегодно:

январь, сентябрь

Мед. сестра,

врач-педиатр

2.2.12

Определение объема двигательной активности с помощью шагомеров

1 раз в четверть

Учителя физкультуры

2.2.13

Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по «школьнозначимым» болезням (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

Октябрь

м/с,

врач-педиатр

2.3. Мероприятия по улучшению питания обучающихся:

2.3.1

 На основании анализа проведенных медицинских осмотров  разработать индивидуальные рационы питания для выявленной группы риска (учащихся с повышенным показателем ИМТ, заболеваниями ЖКТ).

Октябрь

Мед. сестра,

врач-педиатр,ЗВР

2.3.2.

Преимущественное использование щадящих методов кулинарной обработки пищи при приготовлении блюд для учащихся (замена жарения на тушение и приготовление пищи на пару)

Октябрь

Мед. сестра,

повар

 

2.3.3.

Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания

Ежегодно в мае

ЗВР,классные руководители

2.3.4.

Проработка вопроса об исключении так называемых «вредных продуктов» для детского питания  из перечня продуктов, реализуемых в школьном буфете (при наличии таковых продуктов), уменьшение количества реализуемых сладостей, выпечки, увеличение количества фруктов, овощных и фруктовых салатов, кисломолочных напитков.

Октябрь

ЗВР, м/с

2.4. Дополнительные мероприятия, проводимые в мониторинговых классах. Анализ динамики состояния здоровья обучающихся в процессе обучения

2.4.1.

Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на органы зрения, увеличения двигательного компонента занятия

Октябрь 2024

Пед. работники

2.4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

Ежегодно

Администрация

2.5. Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

2.5.1.

Анкетирование педагогов, учащихся, законных представителей учеников с целью определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

Ежегодно

Классные руководители

2.5.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

Ежегодно

Администрация учреждения

 

Формы предоставления результатов и отчетов:

  • Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
  • Материалы школьной прессы
  • Специальная страница на сайте школы

 

 

Исполняющая организация:        ГУО «Ольшанская средняя школа № 1» Столинского района Брестской области    

 

Контактное лицо:                          Руководитель проекта Козуля Юлия Васильевна, педагог-психолог

 

Адрес:                                            225557  аг. Ольшаны, ул.Первомайская, д. 1,

Тел. 8-01655-56257