МОЗОЛЬ ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА

Мозоль Тамара Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

   Мозоль Тамара Владимировна родилась в 1950 году в семье сельского учителя. Детство прошло в тяжёлые послевоенные годы. Об этих годах Тамара Владимировна вспоминает так: « Детство было трудным, но интересным. С большой теплотой вспоминаю своих родителей, которые старались, чтобы у детей (нас было трое: я и два брата) был не только кусок хлеба на столе. Они приобщали нас к прекрасному: музыке, живописи. В доме всегда были хорошие книги. Отец очень много знал наизусть, читал поэмы т. Шевченко, стихи Лермонтова, Пушкина, хотя сам преподавал физику и математику. В особом почёте в семье была хорошая музыка. Я выросла на песнях Утёсова, Руслановой (благо, что в доме имелась необыкновенная на то время роскошь—патефон). Отец прекрасно играл на скрипке, мандалине, аккордеоне. Вечерами в доме устраивались своеобразные концерты. Мы пели, танцевали, декламировали. Такое остаётся в памяти навсегда.»

В 1955 году Тамара Владимировна пошла в первый класс. Ей было пять лет. Училась хорошо, с увлечением. Много читала, активно участвовала в общественной жизни школы. В 1966 году окончила 11 классов Ольшанской средней школы. Вопрос о выборе профессии решился сам собой, ещё в детстве. Все трое детей стали учителями, как отец, который был для них непререкаемым авторитетом.

В 1966 году поступила на филфак БДУ им. Ленина. Специальность учителя русского языка и литературы выбрала не случайно. Выбор этот предопределила встреча с учительницей  Потаповой Валентиной Гавриловной. О ней  остались самые тёплые воспоминания: «С первого её появления в 5-ом классе я влюбилась в этого человека и её предмет. Это был учитель от Бога. Обаятельный, умный, талантливый педагог с прекрасным русским произношением ( она была родом из России). Все мои сверстницы подражали Валентине Гавриловне во всём. На её уроках мы сидели, затаив дыхание, вслушивались в её речь, следили за каждым её жестом, мимикой лица. Это были не уроки , а своего рода театр. Такое не забывается и не проходит бесследно.»

С 1966 года по 1970 год Тамара Владимировна работала учителем начальных классов. С 1970 и до ухода на пенсию преподавала русский язык и литературу в той же школе. Большое влияние на становление её как учителя-словесника оказали замечательные педагоги: Лешкевич В. М., Захаревич Л. Т., Лемеза Н. Т., Одинокий И. А.. О работе в школе Тамара Владимировна вспоминает так: «Это был необыкновенный коллектив учителей-единомышленников с большим желанием научить детей грамоте, привить любовь к книге. Каждый из нас шёл на работу с чем-то своим, новым. Мы работали много, творчески, изучали и внедряли опыт  как своих учителей, так и учителей –новаторов республики, страны (тогда ещё СССР). Учила и училась сама всю творческую жизнь. Твёрдо убеждена: учитель всегда должен находить для своих уроков что-то новое и передовое. Если  педагог перестаёт заниматься своим самообразованием, отстаёт от жизни, он становится неинтересен своим ученикам.  Всем  молодым учителям хочу дать один совет:  «В первую очередь надо любить детей, всех без исключения.  Любовь к детям и своему предмету – суть настоящего педагога. Конечно, не всегда всё будет получаться, могут быть ошибки и разочарования. Однако любовь к своей работе, ответственность перед учениками помогут вам преодолеть все трудности».

Мозоль Тамара Владимировна имеет звание «Учитель высшей категории» и звание «Старший учитель». Является также Отличником народного образования БССР, имеет Почётные грамоты отдела народного образования Столинского райисполкома и отдела народного образования Брестского облисполкома.

В 1977 году за высокие достижения в образовании и воспитании школьников была награждена Почётной Грамотой Министерства образования БССР за подписью Министра образования БССР               М. Минкевича.

Помимо учительской работы вела активную общественную работу, являлась депутатом Ольшанского сельского Совета 4-х созывов.