Поликлиника информирует

Наркозависимость

Профилактика детского травматизма в летний период

Можно выделить следующие причины подросткового и детского травматизма:

  1. Дорожные происшествия.

  2. Случайные падения на улице или дома.

  3. Поражение электричеством.

  4. Падения предметов, приводящие к ушибам.

  5. Ожоги (в том числе и при пожаре, хотя на первом месте – кипящими жидкостями).

  6. Неосторожное обращение с ножом и другими инструментами.

  7. Отравления газом и другими веществами бытовой химии.

  8. Драки.

  9. Утопление.

  10. Удушье (в том числе и при давке в толпе).

Все эти ситуации могут быть преодолены или ущерб от них значительно снижен, если человек способен справиться со страхом, и знает, что и как делать в опасном положении.

Обязательно обратитесь за медицинской помощью, если:

  • травмированы глаз или голова;

  • нанесен удар по голове выше уха, в этом месте легко возникает перелом костей черепа;

  • ребенок с трудом ходит, разговаривает или видит, становится сонливым, невосприимчивым к окружающему или у него один зрачок больше другого;

  • опухает сустав, в особенности локтевой;

  • легкий удар приводит к образованию большого синяка;

  • тупой или твердый предмет, такой как руль велосипеда, ударил в живот с большой силой;

  • после появления синяка поднялась температура;

  • синяки появляются без очевидной причины.

При серьезных травмах нужно сразу же вызвать "скорую помощь".

Для того чтобы "скорая" приехала максимально быстро, необходимо четко и точно ответить на вопросы:

  • причина вызова (травма, потеря сознания, судороги…), при травме уточнить причину травмы;

  • точный адрес (улица, номер дома и квартиры, подъезд, этаж, код входной двери)

  • назовитесь, кто вы пострадавшему (родственник, знакомый, прохожий…)

  • назовите телефон, по которому можно уточнить адрес или состояние пострадавшего.

Если вам будут задавать вопросы, постарайтесь спокойно на них ответить, это нужно для правильного приема вызова. Не скрывайте, если имеется передозировка наркотиков или алкоголя, или криминальная травма (ножевое или огнестрельное ранение) - знание ситуации поможет правильно сориентироваться службе "скорой помощи" и быстрее выслать помощь.

Рассмотрим, что же чаще вызывает травмы.

p070109041

На первом месте по тяжелому травматизму у детей в крупном городе стоят, конечно же, дорожно-транспортные происшествия. Их причиной может быть и грубое и невнимательное поведение водителей на дороге и неосторожное поведение пешеходов. Увы, в наше время достаточно часто встречаются такие редкие раньше несчастные случаи как ножевые и пулевые ранения. При ножевом ранении, если нож находится в теле, его вынимать не следует! Это может вызвать серьезные нежелательные осложнения.

При любых травмах используйте Правило 4-х «О»:

  • Обездвижить;

  • Обезболить;

  • Охладить;

  • Отправить к специалисту.

свернуть

Профилактика детского травматизма зимой

Памятка "Профилактика детского травматизма зимой"

Каждую зиму детский травматизм увеличивается примерно на треть.

Санки, лыжи, коньки – самые любимые развлечения детей зимой. К сожалению, именно они становятся причиной многих травм.

В первую очередь, взрослые должны убедиться, что санки не повреждены – со всеми дощечками, крепление на лыжах надежно и правильно прикреплено к ногам ребенка, а коньки соответствующего (не большего и не меньшего) размера.

Именно взрослые должны проконтролировать те места, где играют их дети зимой. Склон, который выбирается для спуска на санках или лыжах, обязательно должен быть вдалеке от дороги: зимой дорога скользкая, и не всегда водитель транспортного средства сможет остановить его в нужный момент.

Опасно привязывать санки друг к другу санки. Именно это является причиной того, что перевернувшись, одни санки потянут за собой другие. Особенно опасно привязываться (цепляться) на ходу к транспортным средствам!


На коньках лучше всего кататься в специально оборудованных местах или на площадках. Если не удается избежать зимних игр на замерзших местных реках, озерах и прудах, то дети должны знать основные правила поведения на льду.

1.Нельзя использовать первый лед для катания – молодой лед тонок, непрочен и тяжести человека не выдерживает!

2.А в местах замерзания веток, досок и других предметов, лед бывает еще слабее. И, если такие места запорошил снег, то катающийся или проходящий в этих местах человек может попасть в беду.

3.К опасным для катания и игр относятся места, близкие к прорубям и промоинам, образующимся быстрым течением рек; подземными ключами, выходящими на поверхность; спусками теплой воды от промышленных предприятий; рыбацкие лунки, места выколки льда и др.

4.Непрочен мутный, мало прозрачный и беловатый лед. Одним из самых опасных мест считается спуск на лед в полосе его примыкания к суше – здесь часто бывают трещины.

5.Опасно выбегать и прыгать с берега на лед, когда неизвестна его прочность. Не следует испытывать прочность льда ударами ногой, так немудрено и провалиться. Убедиться в прочности льда лучше всего с помощью подручных средств (палка и др.).


Игра в снежки – еще одна зимняя забава, которая может привести к повреждениям глаз. При игре в снежки нужно беречь от таких «снарядов» лицо. Задача взрослых убедить ребенка не бросать снежок в упор и не целить в голову. Объясните ребенку, что нельзя кидаться снежками с ледяной корочкой и обледенелыми кусочками снега.

Затвердевшие «боеприпасы» могут ударить не слабее булыжника. Гололед – довольно частое атмосферное явление зимой - является причиной множества травм, полученных в этот период, в том числе среди детей. И здесь, подготовить ребенка по вопросам безопасного для здоровья поведения - задача для взрослых.


Взрослые, просматривайте прогнозы погоды заранее и предпринимайте меры для обеспечения безопасности своей и своего ребенка заблаговременно.

Научите ребенка основным правилам поведения на улице в гололед.

1.Во время перемещения по скользкой улице не надо спешить, избегать резких движений, постоянно смотреть себе под ноги; если нужно осмотреться, не стоит этого делать на ходу - лучше остановиться.

2.Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать по привычке руки в карманах в гололед опасно: при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь.

3.Свой маршрут по возможности надо проложить подальше от проезжей части. В то же время не желательно идти в непосредственной близости от стен зданий, на кровлях которых нередко образуются сосульки.

4.Огромную опасность в гололед представляют ступеньки: но если вам все- таки предстоит спуститься по скользкой лестнице, то ногу необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция позволяет съехать вниз настолько аккуратно, насколько это возможно в подобной ситуации в принципе.

Объясните ребенку, что внимание и осторожность – это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед.


Еще одна распространенная зимняя травма - обморожение. Повреждение тканей под действием холода может наступить не только при низких температурах воздуха, но и при температуре выше нуля, особенно в периоды обильного снегопада, при сырой погоде, влажной одежде и нарушении нормального кровообращения (тесная обувь). Обморожению подвергаются чаще всего пальцы ног и рук, щеки, нос и уши.

Обморожения нередко наступают незаметно, без боли, поэтому необходимо чаще обращать внимание на цвет румянца у ребенка , проверять чувствительность кожи лица, постоянно шевелить пальцами рук и ног. Нормальный румянец – нежно-розового цвета. Если на прогулке вы заметили, что румянец у ребенка неравномерный, с ярко-красными или белыми пятнами – срочно возвращайтесь домой! Налицо признаки обморожения! Чтобы избежать неприятных последствий. правильно одевайте ребенка для прогулок: необходимы варежки-непромокашки, шарф, шапка из водоотталкивающего материала на теплой подкладке; обувь, не сдавливающая конечность и не пропускающая воду. Кожу лица можно защитить специальным детским кремом, не содержащим воды.

Но зимой к списку травм добавляется еще и риск «приклеиться». Например,

ребенок набегался, разгорячился, снял рукавички и притронулся к железной конструкции. Все, прилип. Еще хуже, если малыш решил поэкспериментировать и лизнул железо, к примеру, спинку санок.

Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что случится, если он схватиться в мороз за железку, напомните, что не стоит проводить эксперименты. Если ваш ребенок занимается какими-либо зимними видами спорта, позаботьтесь не только о его спортивной одежде, но и о защите.

Наколенники, налокотники, защиты для позвоночника легко найти в магазинах – они помогают в значительной мере уменьшить вероятность получения травм.

Зимой возрастает число транспортных травм. Часто ребенок видит, что машина приближается, но надеется проскочить. Машина же просто не успевает затормозить, поскольку на скользкой дороге тормозной путь у автомобилей значительно больше. Пересекая проезжую часть дороги, следует быть предельно внимательным, и, конечно же, пользоваться правилом перехода на другую сторону улицы исключительно по пешеходному переходу, ни в коем случае не пренебрегать им.

Не позволяйте маленьким детям одним переходить через дорогу, школьникам объясняйте особенности зимних правил безопасности. Уважаемые взрослые!

Многих серьезных травм можно избежать, если вы будете внимательно следить за своими детьми и заботиться о том, чтобы их окружение было безопасным!

свернуть

Профилактика школьного травматизма

205Детский травматизм в школе занимает почти 15 % от всех травм полученных детьми. Из них 80 % приходится на травмы полученные детьми на перемене. В большинстве случаев травмы в школе происходят из-за недисциплинированности учащихся (падение с подоконников, парт, на лестницах, подножки и т.д.). Также имеют место нарушения санитарно-эпидемиологических норм, халатное отношение к эксплуатации школьных помещений.

Большая доля школьных травм приходится на уроки физкультуры. Чаще это происходит на открытом воздухе и на спортивном оборудовании, которое не соответствует размерам или находится в неисправном состоянии. Также причиной является слабая физическая подготовка учащихся, отсутствие страховки и т.д.

В связи с этим, в целях профилактики преподавателям рекомендуется придерживаться строгой системы в освоении школьной программы. Квалифицированно обучать учащихся физической подготовки. Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Осуществлять страховку детей при выполнении физических упражнений. Вести контроль за учащимися во время занятия спортом.

В процессе учебно-производственных занятий также случается детский травматизм. По своей природе дети очень любознательны, любят шалости. У них еще мало практического опыта, знаний техники безопасности при работе в лабораторных условиях и мастерских. В зависимости от возрастной группы школьникам присущи разные причины получения травм. Как правило, у младших групп преобладает слабая осведомленность об опасности в той или иной ситуации. Слабо сформированы навыки для безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим работа по профилактики детского травматизма должна развиваться в трех основных направлениях:

  • Необходимо создать безопасную среду от получения травм среди учащихся
  • Обучать детей безопасному поведению в различных жизненных ситуациях.
  • Заниматься физической подготовкой детей. Развивать координацию движения и укреплять костно-мышечную систему. Проводить закаливание.

Мероприятия по проведению профилактики детского травматизма необходимо проводить индивидуально в зависимости от возрастной группы. Работы по профилактики школьного травматизма должны быть включены в воспитательную работу, которые координируются заведущим по учебной части, и непосредственно, директором школы. В план необходимо включить весь спектр мероприятий по профилактики всевозможных случаев травматизма.

Для младших школьников основной аспект составляют знания о мерах безопасности, и на базе этих знаний выработать осознанные навыки поведения. Для их усвоения подходит традиционный способ обучения, основанный на донесении знаний, их запоминании, выполнение упражнений.

Основные мероприятия по предотвращению детского травматизма должны проводиться во внеурочное время. С учащимися младших школьных групп проводят беседы врачи, педагоги, психологи, представители ГИБДД и т.д. Беседы должны проходить в доступной форме не более 30-35 минут. Дети должны быть вовлечены в диалог этого мероприятия, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Для таких бесед должны использоваться различные наглядные пособия: плакаты, картинки, книги, мультимедийные средства. Главная цель этих мероприятий, чтобы информация детям была донесена убедительно и доходчиво.

Дети средней школьной группы обладают достаточными знаниями о профилактики травматизма, но зачастую, они скептически относятся к данной информации. С этой категорией детей нужно заниматься не только в пределах школы, но и за ее территорией. Здесь важно сформировать у подростков правильное отношение к опасным ситуациям, сформировать правила поведения, которые помогут избежать возможности травматизма. На таких мероприятиях подробно разбираются варианты поведения пострадавших, причины травм, методы их избежание.

Для школьников старшего возраста профилактические мероприятия практически ни чем не отличаются от обучения взрослых людей. В этих беседах основной акцент необходимо поставить на предупреждении спортивных травм. Анализируя спортивные травмы можно выделить основные причины их получения:

  1. Нарушения правил и норм при проведении тренировок и соревнований.
  2. Допуск на тренировку и спортивным состязаниям учащихся в болезненном состоянии.
  3. Плохое материально-техническое состояние спортивного инвентаря и место проведения спортивных мероприятий.
  4. Нарушение санитарно-гигиенических требований, несоответствие проведение спортивных мероприятий с метеорологическими факторами.
  5. Нарушение дисциплины при занятии спортом.
свернуть

Мания селфи: зачем фотографировать себя везде

Мания селфи: зачем фотографировать себя везде

 

Многих родителей подростков сейчас волнует  вопрос – когда закончится мода на селфи? Мы всегда переживаем за детей, но раньше нас настораживали новые друзья ребенка-подростка, вызывало беспокойство, где и с кем он общается, как проводит свободное время. Прежде мамы интересовались – как учеба, что покушал, как доехал? Теперь одно только слово «селфи» вызывает у родителей тревогу

Конечно, селфи (selfie от слова self — сам себя или фотографирование самого себя)  -  это что-то вроде автопортрета, сделанного фотоаппаратом или камерой телефона и выложенного в социальных сетях, не является чем-то страшным или пугающим, сейчас фотографируют практически все. Если бы не несколько «НО»! Эти фото, как правило, привлекают внимание многих людей, вызывают у них разные, часто неприятные, жуткие чувства. Естественно, появляются соответствующие комментарии на особенно поразившие зрителей кадры – иногда восторженные, иногда испуганные и резко отрицательные. Свои фотографии выкладывают в интернете знаменитости, известные актеры, политики – селфи-мания распространилась по всему миру. Часто родители и сами подают пример детям, и дома и на отдыхе не выпускают телефон и фотоаппарат из рук, фотографируют все, от приготовленных блюд и маникюра до исторических памятников. Не отстаёт и молодежь, многие молодые люди даже не стремятся показать на фото себя, главное для них показать «крутой» эпизод, иногда для этого рискуя собственным здоровьем и жизнью. Главное – у кого селфи «прикольнее». Всё это толкает подростка на новые «подвиги», заставляют выбирать всё более опасные ракурсы (сделать круче всех!), пренебрегая собственной безопасностью ради нового кадра. Самая большая радость – это когда друзья одобрили фото, появились положительные отзывы, комментарии и начинается гонка за «лайками», если их нет – всё рушится. Ребята фотографируют постоянно, используют для фото «селфи-палки», различные приспособления и ухищрения – лишь бы добиться нужного эффекта. Фантазия молодых людей не иссякает, иногда принимает немыслимые формы- подростки забираются на мосты, высотки, башни, вагоны метро, идут на кладбища, в лес и т.д. В итоге на это «хобби» тратиться масса времени, а иногда и жизнь. Конечно, для ребенка очень важно знать, что о нем думают, как его воспринимают  друзья и окружающие люди, особенно важно это в подростковом возрасте. Но такой способ самоутверждения опасен.

Что мы, взрослые, можем сделать, чтобы уберечь ребенка от селфимании? Можно поддержать своего ребенка и найти в этом стремлении к самовыражению какие-то творческие элементы, заинтересовать выставками фотографий известных людей, увлечь фотографиями природы, животного и растительного мира, памятников истории. Могу, как пример, посоветовать посмотреть фотографии Ильи Бел – Trevel-фотографа из Киева. Его фотографии не могут не заинтересовать, потому что он видит красоту вокруг нас, которую мы сами часто не замечаем. А может, проще научить детей и подростков самоутверждаться занимаясь спортом, любым другим творчеством, изучением языков, правильным питанием и здоровым образом жизни, общением с интересными людьми, путешествиями? Наверное, это будет не просто, но что такое трудности, если мы стремимся сохранить жизнь ребенка? Возможно, взрослым придется пожертвовать своими интересами – временем, удовольствиями, общением с друзьями, уделить максимум внимания ребенку. Только на собственном примере, увлекая своей активной жизненной позицией - занятиями спортом, прогулками всей семьей (зимой на лыжах, летом на велосипедах), модным сейчас пешеходным «квестом» (на разные, интересующие ребят темы), посещением театров, концертов, кино, постоянно общаясь и вместе обсуждая проблемы и планы семьи  -  можно отвлечь ребенка от рискованного увлечения. Если в семье хорошие, доверительные отношения, дети могут найти поддержку у своих близких людей и друзей. Также,  родители могут четко распределить свободное время ребенка, всегда знать, где он находится после школы, чтобы у детей не было времени, интереса и желания сидеть в интернете или искать новые опасные ракурсы. Главное не оставлять ребят в одиночестве, помочь создать свой круг друзей, у которых общие интересы, и (важно!), который будет вам знаком.

В любом случае, интересное занятие будет отвлекать от селфи и компьютера. Важно не упустить тот момент, когда ребенок может почувствовать себя одиноким, неудачником, никому не нужным или не будет знать, чем себя занять. Вот тогда эту «нишу» в жизни подростка занимают новые виртуальные друзья, вредные привычки, опасные увлечения, которые и могут привести к беде. Если все же вы заметили, что ребенок не идет на контакт и среди его фотографий есть опасные ракурсы, обязательно обратитесь к врачу-психотерапевту или психологу.

Конечно, мир полон соблазнов, а подростки как раз познают мир,  и часто информация, которую преподносят им, далека от  реальности. Мы – семья, близкие люди, должны ненавязчиво рассказать, объяснить, какую боль может принести рискованное поведение и пренебрежение собственной безопасностью, а если в семье царит душевное тепло, уважение, забота друг о друге, дети не станут ставить интересы «новых виртуальных друзей», выше интересов семьи.

свернуть

Бешенство - инфекционное вирусное заболевание

Бешенство -  инфекционное вирусное заболевание, которое, после появления клинических симптомов, почти всегда заканчивается смертельным исходом. Почти в 99% случаев передача вируса бешенства людям происходит от бродячих животных.

Бешенством болеют лисы, волки, енотовидные собаки, куницы, хорьки, собаки, кошки, коровы, козы, овцы, лошади, свиньи, крысы и даже хомячки. Заразиться можно через укусы или царапины, обычно  посредством слюны. От человека к человеку бешенство, как правило, не передается.  Особую опасность представляют бродячие собаки, безнадзорные кошки, а из диких животных – лисы, волки, которые в период болезни теряют страх перед человеком и заходят в населенные пункты. Характерным признаком заболевания животных считается изменение поведения: злобное животное становится ласковым и идет на контакт с человеком.  

Чтобы не заболеть, надо знать несколько простых правил: если вы посещаете лес, живете в деревне или на даче, знайте - трогать лесных зверей опасно, если звери не бояться людей – это один из признаков бешенства; бездомных животных гладить и брать на руки нельзя - они могли заразиться бешенством от диких животных;если вас оцарапало или покусало домашнее или дикое животное – обратитесь к врачу! Надо промыть место укуса струей воды с мылом, обработать края раны 5% настойкой йода и немедленно обратиться в медицинское учреждение.

 

Если в вашей семье есть домашнее животное, соблюдайте правила содержания своих питомцев: выгуливайте собаку в специально отведенных местах, держите на коротком поводке и в наморднике, при несвойственном поведении животного изолируйте его от окружающих и покажите ветеринарному врачу. Не забывайте о проведении ежегодной прививки от бешенства для вашего домашнего любимца. Вакцинация обезопасит от бешенства всю семью!

Уважаемые родители! Учитывая то, что бешенство вылечить практически невозможно, надо предпринять все меры по предупреждению заражения детей. Необходимо с раннего возраста объяснять детям об опасности контакта с бродячими кошками и собаками. Не оставляйте маленьких детей без присмотра, чтобы исключить нападение и укусы животных!

свернуть

КОМПЬЮТЕРЫ И ЗДОРОВЬЕ

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и одно из них приходится на заболевания глаз. Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взгляда с экрана на клавиатуру и бумажный текст. Блики на экране монитора, неправильное расстояние от глаз до экрана, чрезмерно большая яркость экрана усугубляют ситуацию. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами – головные боли, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения и т.д.

Кроме того, компьютеры – это источник электромагнитных излучений. Электромагнитное излучение, создаваемое компьютерами, при определенных условиях может представлять повышенную опасность для детей, подростков и взрослых. С целью снижения воздействия ПК на пользователя рекомендуется ограничение времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр.

При организации рабочего места пользователя ПК необходимо иметь в виду, что минимальное расстояние от экрана до оператора около 50-70 см (длина вытянутой руки), а ближайших рабочих мест от боковой и задней стенок монитора – не менее 1,5 м, клавиатура и руки оператора также должны быть расположены на максимально возможном расстоянии от монитора.

ПК имеют трехпроводный кабель и вилку с заземляющим контактом. Это сделано для электробезопасности и снижения уровней электромагнитных полей. Если вы не знаете точно, какой источник питания используется в вашем доме, обратитесь в местную энергетическую организацию для приведения электропитания в соответствии с требованиями электробезопасности.

Помещение, где устанавливается ПК, должно быть оборудовано защитным заземлением (занулением) и двухполюсной розеткой (с заземленным контактом), подключенной к электрической сети переменного тока промышленной частоты напряжением 220 В и частотой 50 Гц.

Приоритетными и наиболее безопасными при использовании являются жидкокристаллические мониторы, входящие в состав ПК. Необходимо проявлять осторожность при установке в помещении, где эксплуатируется компьютерная техника, дополнительного оборудования со значительным энергопотреблением (кондиционеры, электронагреватели и т.п.). Не рекомендуется располагать рабочие места с ПК вблизи электрических силовых кабелей, электрических щитков, трансформаторов и других приборов с большим энергопотреблением.

Режим пользования ПК регламентируется Санитарными правилами и нормами 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Соблюдение изложенных в этом документе требований позволяет создавать безопасные и комфортные условия для работы на ПК детей и взрослых. Время работы с компьютером необходимо ограничивать. Продолжительность непрерывной работы на ПК для детей 5 лет допускается не более 7 минут, для детей 6 лет — 10 минут, для детей 7-9 лет – 15 минут, для детей 10-12 лет – 20 минут, для детей 13-14 лет – 25 минут, для детей 15-16 лет – 30 минут. Между занятиями должны быть предусмотрены перерывы не менее 10 минут.

Особое внимание необходимо уделить влиянию компьютера на детский организм. Вред детскому организму может нанести и чрезмерное использование особых технологий, получивших название виртуальной реальности. У детей, которые с раннего возраста чрезмерно увлеклись компьютерными играми, выявлен новый вид заболевания – синдром видеоигровой эпилепсии. Кроме физических недомоганий, описанных выше, у таких детей отмечено развитие негативных черт характера: подозрительность, мнительность, враждебно-агрессивное отношение к близким, вспыльчивость.

свернуть

Суицидальное поведение среди несовершеннолетних

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

Cуицид несет несколько функций: избегание болезненной или непереносимой ситуации, самоубийство выступает вызовом или посланием к окружению. Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки.

По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Отмечается, что до 12 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Лишь у 10% детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90%  суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно, 80% попыток совершается дома, причем в дневное и вечернее время, крик этот адресован, прежде всего, близким людям.

 

Виды суицидального поведения

 

Демонстративное суицидальное поведение – это разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства, без намерения  действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать к себе сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, наказать обидчика, доставить ему серьёзные неприятности. Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут обернуться роковыми последствиями. В среднем каждая четвертая демонстративная суицидальная попытка заканчивается самоубийством по неосторожности.

 Аффективное суицидальное поведение. Сюда относят попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается.

Истинное суицидальное поведение – это обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидальная попытка, по представлению подростка, была эффективной.

Суицидальные действия у детей и подростков часто носят демонстративный характер и могут приобрести черты «суицидального шантажа». Однако, именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена.

Что может привести подростка к суицидальным действиям? Суицидальные мотивы:

  1. Личностно-семейные: хронические семейные конфликты;  развод родителей; болезнь, смерть близких; одиночество, неудачная любовь; половая несостоятельность; оскорбление, унижение со стороны окружающих и т.д.;

  2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания;
  3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора (изнасилование, нежелательная беременность);
  4. Конфликты, связанные с учебой;
  5. Материально-бытовые трудности семьи.

Группа риска среди подросткового возраста:

- подростки, имеющие предыдущую (незавершенную) попытку суицида;

- подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;

- подростки, имеющие тенденции к самоповреждению;

- склонные к употреблению спиртных напитков подростки (риск очень высок – 50%);

- подростки с хроническим употреблением ПАВ;

- подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями;

- подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);

 

 

- подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителей, друга, прародителей), в течение первого года после утраты;

- подростки, у которых выраженные семейные проблемы (семейное насилие, развод родителей и др.).

 

Признаки суицидального поведения

Как заметить, если что-то происходит с подростком не так?

Решение о суициде у детей не приходит мгновенно, обычно оно вызревает дни или недели. И всё это время он будет всеми возможными способами подавать окружающим сигналы, что бы другие увидели его боль, остановили, предупредили его.

1. Словесные признаки, то, что можно почерпнуть из контекста беседы:

- сообщения о чувстве беспомощности (Например,  «Я не могу это выносить!»), безнадежности;

- беседы, которые можно понимать, как прощание с жизнью (Например, «Без меня вам будет легче», «В следующем году меня здесь уже не будет»);

- шутки о желании умереть;

- сообщения о конкретном плане;

- самообвинения и обвинения других людей.

  1. Поведенческие признаки:

- резкие изменения в поведении и внешности ребенка (то, что ранее ему не было свойственно);

- потеря интереса к любимым занятиям;

- безосновательное снижение успеваемости;

- отказ от посещения школы;

- самоизоляция от семьи, близких людей, друзей;

- написание «записок-завещаний»;

- раздача своих вещей, приведение в порядок своих дел;

- поглощенность темой смерти в литературе, живописи, музыке.

  1. Эмоциональные признаки:

- перемены настроения;

- переживание горя, чувства вины, печали, собственной малозначимости.

     Как вести беседу с подростком, если Вы заподозрили что-то неладное или он сам заявил об этом?

- беседа с подростком должна осуществляться в первые минуты после выявления суицидальных намерений;

-  важно сохранять понимающую и вежливую позицию, внимательно выслушать, дать возможность ему выразить свои эмоциональные проблемы;

-  следует избегать «дешевых» утешений или упреков (Например, «Подумал ли ты о своих родителях?»),  взрослый должен стать «адвокатом»  ребенка, а не «судьей»;

- дать необходимые объяснения (Например, «Подобные ситуации встречаются часто, но другие люди находят из них альтернативный выход»), говорить о дружеских отношениях, о том, что вы его любите, что в любой момент он может рассчитывать на Ваше понимание, поддержку, помощь;

- временно исключить подростка из стрессогенной ситуации.

Где искать помощь, если Вы видите, что ребенок не справляется со своим состоянием и вашей помощи недостаточно?

Необходимо обратиться за помощью к специалистам: врачу-психиатру или психологу.

свернуть

Безопасность на воде

подробнее...