Государственное учреждение образования
«Ольшанская средняя школа № 1»
Отчет по программе «ПРОФОРИЕНТОЛОГ»
за 1 полугодие 2023/2024 учебный год
Подготовила:
Козуля Ю. В.,
педагог-психолог
Организация профориентационной работы в школе является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.
В школе утвержден план профориентационной работы, являющийся частью плана работы школы на текущий учебный год. При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
- Систематичность и преемственность – профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускных классов. Эта работа ведется с первого по одиннадцатый класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
- Связь профориентации с жизнью.
С начала учебного года в школе оформлен стенд “Куда пойти учиться”, который периодически обновляется и актуален по своему содержанию. В 9-х, 11-х классах организован курс “Профориентолог”, который ориентирован на организацию занятий, способствующих самоопределению обучающихся. Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в выпускных классах, во время индивидуальных консультаций, классные руководители поднимают вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда. Профориентационная работа в школе осуществляется начиная с 1 класса по 11 класс. Она ведется по следующим направлениям:
- Диагностика. Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 8-11 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности. Используемые методики:
- Анкетирование по изучению профильных и профессиональных намерений (сентябрь)
- Методика А. Голомштока в модификации Г.В. Резапкиной (изучение интересов в выборе профессии) (ноябрь).
- Методика Л. Йовайши “Опросник профессиональных склонностей” (изучение склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности) (декабрь).
- Анкетирование “Мои профессиональные намерения” (январь).
- “Тип мышления” модификация Г.В. Резапкиной (февраль)
- “Диагностика стиля общения” Г.В. Резапкиной (январь)
- Анкетирование обучающихся с целью изучения дальнейшего образовательного и профессионального маршрута (апрель).
- Встречи с людьми разных профессий. (2, 4, 6, 7 класс)
- Встречи учащихся с представителями ВУЗов и колледжей
- Ролевые игры. День самоуправления, во время которого учащиеся 8-11 классов получают возможность побывать в роли учителя. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся.
- Проведение внеклассных мероприятий и классных часов: Классные часы: “Мир моих увлечений” (1 класс) “Все профессии важны” (2 класс) “У меня растут года”, “Профессии мам” (3 класс) “Моя любимая работа” – рассказ родителей о своей работе (4 класс) “Твой выбор”, “Мир профессий и твое место в нем” (8 класс) Цикл классных часов “Путь к успеху” – “Я есть” (5 класс), цикл классных часов “Все работы хороши, выбирай на вкус…” (6-7 класс), цикл классных часов “Могу, хочу, надо” (8-11 класс). Внеклассные мероприятия: конкурс загадок о профессиях (1 класс) конкурс рисунков “Кем я хочу быть?”, конкурс чтецов “Все работы хороши – выбирай на вкус” (4 класс) конкурс творческих работ “Интересная профессия моих родителей” (5 класс) конкурс кроссвордистов “Мир профессий” (8 класс).
В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества. План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.